Север и война : седьмые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, г. Мурманск - Трифонов-Печенгский монастырь - г. Заполярный, 4-6 августа 2014 года / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан, 2015. - 394, [3] с. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 7).
Отцы-основатели северных монастырей и их сообщество монастыря, но не сразу, в середине XV века, а после полноценного его ста новления. Все ранние миссионерские шаги до этого (конец XIV века) имели весьма локальный характер, ограничиваясь захватами небольших террито рий, что было общеевропейской тенденцией. Новый этап колонизации был связан с началом переписи населения в Книги учета налогов (переписные книги), которые начали вести в Онежском и Ладожском районах в послед ние годы XV века и продолжили до Двины и Колы в конце XVI века1. Отцы-основатели и их монастыри имели прямые духовные связи с нов городским и московским центрами власти. Их личные связи с Кирилло- Белозерским монастырем и другими крупными монастырскими центрами обусловлены единым христианским учением и принципами монашеской жизни. Таким образом, деятельность отцов-основателей монастырей была намного важнее для будущего, чем миссионерский всплеск отдельных под вижников. Такой пример дает нам история основания Трифонова монасты ря на Печенге. Политизация христианской миссии возросла во второй половине XVI века, и, пожалуй, первым в этом процессе был Александр Свирский. В этом смысле монашеское сообщество на Соловках позже стало централь ным во всем государстве, но первые шаги на этом пути были предприняты отдельными миссионерами. Некоторые из них пришли из Новгорода, а не которые были местными жителями, связанными с Церковью и, соответ ственно, с Новгородом. Миссия святителя Макария в 1530-1532 годах ста ла переломным моментом, организовавшим новгородское направление миссии, послужившее целям укрепления московского государства. В центре этого процесса находится Александр Свирский. Он и местный житель, крестьянин, но и подвижник, вовлеченный в миссию и в государ ственную политику. Надо полагать, он имел много полномочий, получая приказы от архиепископа и царя. Выполняя их, он стал высокоуважаемым и влиятельным человеком и вскоре был канонизирован. Феодорит Кольский был человеком с наибольшим количеством заслуг. Он был доверенным лицом самого Государя и имел прямые личные связи в высшей аристократии и властных структурах. Феодорит был игуменом монастыря, Царским послом и успешным миссионером. Если мы сравним эти исторические личности с личностями более ранне Корпела, 2008,239-240, 256-258; Korpela, 2011, 338-339. 85
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz