Север и война : седьмые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, г. Мурманск - Трифонов-Печенгский монастырь - г. Заполярный, 4-6 августа 2014 года / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан, 2015. - 394, [3] с. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 7).

Отцы-основатели северных монастырей и их сообщество монастыря, но не сразу, в середине XV века, а после полноценного его ста­ новления. Все ранние миссионерские шаги до этого (конец XIV века) имели весьма локальный характер, ограничиваясь захватами небольших террито­ рий, что было общеевропейской тенденцией. Новый этап колонизации был связан с началом переписи населения в Книги учета налогов (переписные книги), которые начали вести в Онежском и Ладожском районах в послед­ ние годы XV века и продолжили до Двины и Колы в конце XVI века1. Отцы-основатели и их монастыри имели прямые духовные связи с нов­ городским и московским центрами власти. Их личные связи с Кирилло- Белозерским монастырем и другими крупными монастырскими центрами обусловлены единым христианским учением и принципами монашеской жизни. Таким образом, деятельность отцов-основателей монастырей была намного важнее для будущего, чем миссионерский всплеск отдельных под­ вижников. Такой пример дает нам история основания Трифонова монасты­ ря на Печенге. Политизация христианской миссии возросла во второй половине XVI века, и, пожалуй, первым в этом процессе был Александр Свирский. В этом смысле монашеское сообщество на Соловках позже стало централь­ ным во всем государстве, но первые шаги на этом пути были предприняты отдельными миссионерами. Некоторые из них пришли из Новгорода, а не­ которые были местными жителями, связанными с Церковью и, соответ­ ственно, с Новгородом. Миссия святителя Макария в 1530-1532 годах ста­ ла переломным моментом, организовавшим новгородское направление миссии, послужившее целям укрепления московского государства. В центре этого процесса находится Александр Свирский. Он и местный житель, крестьянин, но и подвижник, вовлеченный в миссию и в государ­ ственную политику. Надо полагать, он имел много полномочий, получая приказы от архиепископа и царя. Выполняя их, он стал высокоуважаемым и влиятельным человеком и вскоре был канонизирован. Феодорит Кольский был человеком с наибольшим количеством заслуг. Он был доверенным лицом самого Государя и имел прямые личные связи в высшей аристократии и властных структурах. Феодорит был игуменом монастыря, Царским послом и успешным миссионером. Если мы сравним эти исторические личности с личностями более ранне­ Корпела, 2008,239-240, 256-258; Korpela, 2011, 338-339. 85

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz