Север и война : седьмые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, г. Мурманск - Трифонов-Печенгский монастырь - г. Заполярный, 4-6 августа 2014 года / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан, 2015. - 394, [3] с. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 7).

Ю. Корпела риод времени. Его поздние поездки на Север, возможно, имели инспекци­ онные цели. Его монастырь, вероятно, находился в общении с монастырем Трифона. Феодорит был ученым монахом и политическим деятелем, членом московского центрального властного управления. Он был единственным в исследуемой области, кто действительно контактировал с Афоном, но в его случае это не имело никакого значения для северных районов России1. Преподобный Трифон Печенгский изначально не был участником орга­ низованной властями миссии на Севере и личность его туманна, но он при­ надлежал к тем, кто заложил основы царской власти на Севере. Исследова­ ние житий позволяет связать его с северной миссией святителя Макария. Трифон был удостоен царских аудиенций, возможно, вместе с Феодоритом и с другими отшельниками. Следуя тексту Жалованных грамот, царь дарил монастырю, помимо налоговых льгот, и земли. Трифону достались царские одежды, что можно истолковать как знак легитимации его миссии. Трифон основал на норвежской границе церковь Бориса и Глеба, и таким образом эти святые покровители княжеского рода были объявлены покровителями Севера Европы. Все это очень символично формировало силу московитов как в регионе в целом, так и среди коренного саамского населения2. Согласно житиям, Феодорит и Трифон встречались, и это вполне досто­ верно. Они оба утверждали власть Московского государства на удаленном севере. Они оба напрямую связаны с Соловками и московским царем. Три­ фон действовал больше на местном уровне, будучи связан с Новгородом, а Феодорит был более масштабной, международной личностью своего вре­ мени, а его фактическая работа на севере была более ограничена. 4. Роль отцов-основателей в истории Следует помнить, что до XVI века в северном регионе не было ни гра­ ниц, ни временных московских поселений, ни русского права, ни землевла­ дения. В Раннем Средневековье на побережья Баренцева и Белого морей проникала норвежская сила, а также некоторые частные торговцы из Нов­ города. Но рассказы о древненорвежской-новгородской границе 1326 го­ да — это просто выдумки, которые не имеют обоснованных доказательств3. Систематическая миссия на Севере началась с основания Соловецкого 1 Корпела, 2010, 211-212, 217-219,221-225. 2 Житие Трифона, 1. 287оЬ. (1) — 290оЬ. (11); Киркинен, 1970, 167; Корпела, 2005, 47-48. 3 Корпела, 2008, 266. 84

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz