Север и война : седьмые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, г. Мурманск - Трифонов-Печенгский монастырь - г. Заполярный, 4-6 августа 2014 года / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан, 2015. - 394, [3] с. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 7).

Ю. Корпела Преподобный Савватий жил в Валаамском монастыре, но изначально пришел из Кирилло-Белозерского монастыря, который был одним из цен­ тральных пунктов в распространении влияния московитов. Роль этого мо­ настыря стала более очевидной во взаимодействии с отцами Севера после конца XV века, и в текстах их житий она (как и роль Ферапонтово-Белозер- ского монастыря) подчеркивается особо1. Александр Свирский был местным жителем, который сначала присоеди­ нился к Валаамскому монастырю, затем жил уединенно в необитаемом ме­ сте у реки Свирь. Живя отшельником, он основал собственный монастырь в честь Святой Троицы. Агиограф обозначает связи с новгородским архи­ епископом, Московской Церковью и царем. Миссия Александра была на­ целена на распространение московского влияния в районы, где население проживало в лесной глуши и являлось потенциальными налогоплательщика­ ми царя. Преподобный Александр — первый отец-основатель монастыря, напрямую, по нашим данным, связанный с Москвой. Его роль в становлении государства была настолько важна, что он был канонизирован уже в 1547 г., вскоре после смерти2. Об истории священноинока Ильи мы знаем крайне мало, потому что он никогда не был канонизирован. Единственное, что мы можем сказать с уве­ ренностью, это то, что он был священником из Новгородской епископии, а его миссионерская деятельность в Карелии имела высокую значимость на самом высоком политическом уровне. Следовательно, он был человеком не­ простым. Его миссия в Карелии и Лапландии хорошо задокументирована в летописи, существуют также личные поручения от царя, доказывающие важность его деятельности. Миссия Ильи также упоминается в житиях свя­ тых Трифона и Феодорита3. Феодорит Кольский — это абсолютно отдельный случай. Удивительно много данных о нем содержится в жизнеописании, написанном в Литве вы­ сланным князем Андреем Курбским, духовным сыном преподобного. Воз­ 1 Церковь Пресвятой Богородицы, Апрель, 8-21,17.4. col. 503-507; Korpela, 2002, 98. 2 Житие и чудеса преподобного Александра, 14-32, 52-53, 65-66, 91; Korpela, 2008, 239-240, 256-258; Юкка Корпела. Усиление государства Швеции и христианства — налоги и европеизация. В: На­ логи, дань и земли, обложенные данью, в создании скандинавских королевств в Средних веках (ed. Steinar Imsen) / / Norgesvaldet Occasional Papers, vol. 2, Trondheim, 2011, 338-339; Голубинский, 1903, 100. N4L 7042 (1534), 7043 (1535), Житие Трифона, I. 289 (13—14); Материалы по истории Ка­ релии XII-XVI вв. / Под редакцией В. Г. Гаймана. Петрозаводск, 1941, № 52, с. 127-131, см. также № 64, с. 154—159; Корпела, 2008,48—62; Heikki Kirkinen. IIjan kaynnit Karjalassa / / Heikki Kirkinen. Bysantin perin- ne ja Suomi. Kirjoituksia idan kirkon historiasta. Ortodoksisen kirjallisuuden julkaisuneuvosto: Joensuu, 1987, 119-133; Korpela, 2005,48. 82

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz