Север и война : седьмые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, г. Мурманск - Трифонов-Печенгский монастырь - г. Заполярный, 4-6 августа 2014 года / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан, 2015. - 394, [3] с. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 7).
Отцы-основатели северных монастырей и их сообщество 3. Сообщества Согласно житию, преподобный Арсений Коневский жил на Афонской горе. Он принес оттуда икону для церкви Пресвятой Богородицы и устав для своего монастыря, который он основал на острове Ладожского озера по благословению архиепископа Иоанна1. Рассказ об иконе исторически недо стоверен, поскольку это русская работа XV или XVI века, но этот факт мо жет быть объяснен стремлением монастыря быть связанным с Афоном2. Возможно, это было идеей периода московского завоевания Новгорода в 1470 г. Преувеличение роли Афона в истории русских монастырей можно на звать житийной модой XVI века, с этого времени в текстах часто встречают ся недостоверные сведения, связанные с Афонской горой3. Других намеков на пребывание преподобного Арсения на Афоне нет, и поэтому возникают серьезные сомнения в правдивости житийной информации. Скорее, первые монахи монастыря и Арсений должны были быть связаны с Новгородом, но для Московского периода XVI века Афон был важнее, поэтому ранняя исто рия обители, очевидно, была изменена. Личности Лазаря Муромского и Корнилия Палеостровского не дают нам большого количество информации. История Лазаря была слишком ис порчена поздними «византийскими» фантазиями. Поскольку других ис точников не найдено, мы не можем подтвердить информацию о греческих связях Лазаря. Преподобный Корнилий связывает раннюю Карелию с Псковом, что справедливо в том смысле, что Новгород имел долгую связь с литовской княгиней, следившей за управлением в некоторых частях Каре лии. С другой стороны, рассказ о его житии является очень поздним и исто рически ненадежным4. История острова Валаам включает в себя миссию апостола Андрея Пер возванного и ранние связи с монахами Афонской горы. Это характерные примеры позднего «дописывания»5. Справедливо то, что уже в XV — кон це XVI веков Валаамский монастырь играл важную роль, будучи известным центром духовной жизни. 1 Житие Арсения Коневского. Библиотека литературы древней Руси, том 13. Наука: Санкт- Петербург, 2005, С. 155. 2 Aune Jaaskinen. The Icon of the Virgin of Konevitsa. A Study of the “Dove Icon” and its iconographi- cal background / / Suomen kirkkohistoriallisen seuran toimituksia, 85, Helsinki, 1971, 17-22, 71. 3 Воронин, 155, 101-102; Корпела, 1998, 99. 4 Корпела, 2008, 264; Parppei, 2011, 217-218. 5 Парппеи, 2011,98-110. 81
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz