Север и война : седьмые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, г. Мурманск - Трифонов-Печенгский монастырь - г. Заполярный, 4-6 августа 2014 года / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан, 2015. - 394, [3] с. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 7).

Отцы-основатели северных монастырей и их сообщество 3. Сообщества Согласно житию, преподобный Арсений Коневский жил на Афонской горе. Он принес оттуда икону для церкви Пресвятой Богородицы и устав для своего монастыря, который он основал на острове Ладожского озера по благословению архиепископа Иоанна1. Рассказ об иконе исторически недо­ стоверен, поскольку это русская работа XV или XVI века, но этот факт мо­ жет быть объяснен стремлением монастыря быть связанным с Афоном2. Возможно, это было идеей периода московского завоевания Новгорода в 1470 г. Преувеличение роли Афона в истории русских монастырей можно на­ звать житийной модой XVI века, с этого времени в текстах часто встречают­ ся недостоверные сведения, связанные с Афонской горой3. Других намеков на пребывание преподобного Арсения на Афоне нет, и поэтому возникают серьезные сомнения в правдивости житийной информации. Скорее, первые монахи монастыря и Арсений должны были быть связаны с Новгородом, но для Московского периода XVI века Афон был важнее, поэтому ранняя исто­ рия обители, очевидно, была изменена. Личности Лазаря Муромского и Корнилия Палеостровского не дают нам большого количество информации. История Лазаря была слишком ис­ порчена поздними «византийскими» фантазиями. Поскольку других ис­ точников не найдено, мы не можем подтвердить информацию о греческих связях Лазаря. Преподобный Корнилий связывает раннюю Карелию с Псковом, что справедливо в том смысле, что Новгород имел долгую связь с литовской княгиней, следившей за управлением в некоторых частях Каре­ лии. С другой стороны, рассказ о его житии является очень поздним и исто­ рически ненадежным4. История острова Валаам включает в себя миссию апостола Андрея Пер­ возванного и ранние связи с монахами Афонской горы. Это характерные примеры позднего «дописывания»5. Справедливо то, что уже в XV — кон­ це XVI веков Валаамский монастырь играл важную роль, будучи известным центром духовной жизни. 1 Житие Арсения Коневского. Библиотека литературы древней Руси, том 13. Наука: Санкт- Петербург, 2005, С. 155. 2 Aune Jaaskinen. The Icon of the Virgin of Konevitsa. A Study of the “Dove Icon” and its iconographi- cal background / / Suomen kirkkohistoriallisen seuran toimituksia, 85, Helsinki, 1971, 17-22, 71. 3 Воронин, 155, 101-102; Корпела, 1998, 99. 4 Корпела, 2008, 264; Parppei, 2011, 217-218. 5 Парппеи, 2011,98-110. 81

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz