Север и война : седьмые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, г. Мурманск - Трифонов-Печенгский монастырь - г. Заполярный, 4-6 августа 2014 года / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан, 2015. - 394, [3] с. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 7).

Ю. Корпела личностью, введенной в оборот позже, в конце XVII века, а источником све­ дений о нем являлись местные монастырские предания1. Преподобный Александр Свирский, согласно житию, был местного (онежского) происхождения2. Он принадлежал уже к плеяде монахов мис­ сионерского периода святителя Макария и являет собой переходную фигу­ ру в нашем исследовании, поскольку деятельность княжеской власти к это­ му времени стала более активной, а монастырская церковная экспансия ста­ ла частью международной политики страны. Священник Илья является одной из ключевых личностей северной мис­ сии святителя Макария в 1530 году. Он был иереем новгородской церкви Рождества Христова и, следуя информации Хейкки Киркинена, духовным чадом и близким сослужителем архиепископа Макария3. Феодорит Кольский известен как апостол лопарей и описывается как от­ шельник. Он пришел из Великого Ростова и был исключительной лично­ стью во многих смыслах4. Трифон Печенгский является таинственной личностью. Житие сообща­ ет, что он был торговцем из Новгородской области. Другая версия предло­ жена купцом и дипломатом Симоном ван Салингеном, который передал личный рассказ Трифона, и согласно ему тот был бывшим воином, приехав­ шим на север грабить, и «много крови пролил», до того как раскаялся и на­ чал жизнь отшельника. Мы знаем, что агиографы часто приукрашивают свои истории, и, с другой стороны, история, записанная Салингеном, прав­ дива, поскольку Кола в то время была развивающимся в торговом отноше­ нии регионом, и поэтому там было много торговцев, грабителей и других пришлых людей. Возможно, обе версии нужно соединить и весьма вероят­ но, что Трифон пришел на север из Новгорода5. 1 Корпела, 2002, 94-108. 2 Житие и чудеса пресвятого Александра Свирского. Царское дело: Санкт-Петербург, 2003, pp. 9-13. 3 Новгородская четверная летопись. Полное собрание русских летописей IV. Москва, 2000, 7042 (1534), 7043 (1535) (список Дубровского), Житие Трифона Печенгского. Выгодская языковая ре­ дакция. В: Житие Трифона Печенгского, просветителя саамов в России и Норвегии. Ред. В. В. Калугин. Drevlehranilisce: Москва, 2009,1. 289 (13-14), Kirkinen, 1970, 162, 167. 4 Юкка Корпела. Феодорит (Теодорит) Кольский — Missionary and Princely Agent. Religion und Integration im Moskauer Russland. Herausgegeben von Ludwig Steindorff. Forschungen zur osteuropaischen Geschichte (Berlin) 76, 2010, 202. 5 Житие Трифона, 1.287 (1 -10), Simon van Salingens Bericht von der Landschaft Lappia, aufgesetzt 1591. Magazin fur neue Historie und Geographie angelegt von D. Anton Friedrich Biisching, VII, Viipurin linnalaanin synty. Viipurin laanin historia II. Karjalan kirjapaino: Helsinki, 2004,, Halle, 1773, pp. 339-346, Kirkinen, 1970, 162-163, Korpela, 2008, 245-246. 80

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz