Север и война : седьмые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, г. Мурманск - Трифонов-Печенгский монастырь - г. Заполярный, 4-6 августа 2014 года / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан, 2015. - 394, [3] с. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 7).
Отцы-основатели северных монастырей и их сообщество Преподобный Корнилий Палеостровский — еще одна достаточно тем ная для историка личность. Более позднее житие святого сообщает, что он родился в Псковской области в XII веке, однако точную датировку его жизни на основании всех известных нам фактов определить невозможно. Его связь с Псковом, тем не менее, вполне реальна. Также известно, что местное его почитание началось весьма рано, а официальная канонизация была поздней, ведь Голубинский вообще не упомянул его среди канонизированных святых1. Преподобный Савватий — отец-основатель Соловецкого монастыря се редины XV века. Согласно житию, он пришел на остров из Кирилло-Бело- зерского монастыря через Валаам. Упомянутая связь с Кирилловским мона стырем может быть неким намеком на влияние Москвы2. Преподобный Зо- сима был его преемником и пришел из Новгородской области, как сообщают Великие Четьи Минеи святителя Макария. Другие источники связывают его с районом Онежского озера, историк Хейкки Киркинен (Heikki Kirkinen) считает его коренным жителем Карелии. Я думаю, это маловероятно, и здесь скорее следует полагаться на данные Четьих Миней3. Жития Зосимы и Сав- ватия сложны и запутанны, что уменьшает значимость этих текстов как исто рических источников. Оба были канонизированы до реформ 1540-х годов, что является доказательством исторической важности приводимых сведе ний4. Это, однако, не относится к третьему отцу-основателю — преподобно му Герману, который, как мне кажется, является абсолютно недостоверной rie Europas: Zwei Theorien und unangenehme Tatsachen / / Rome, Constantinople and Newly-Converted Europe. Archaeological and Historical Evidence. M. Salamon, M. Woloszyn, A. E. Musin, P. Spehar (eds.), in cooperation with M. Hardt, M. P. Kruk, A. Sulikowska-Gqska, U zrodel Europy Srodkowo-wschodniej/Friihzeit Ostmitteleuropas, vol. I. Krakow — Leipzig — Rzeszow, 2012, 275-285; jukka Korpela. Russische Heilige und Byzanz im Mittelalter / / Rnotenpunkt Byzanz. Wissensformen und kulturelle Wechselbeziehungen (Hrsg. von Andreas Speer). Miscellanea Medievalia 36. W. de Gruyter: Berlin — New York, 2012, 574-588; Voronin N. N. Politiceskaja legenda v kievo-pecerskom paterike / / Trudy otdela drevnerusskoj literatury AN SSSR, 11, 1955, 101-102; Korpela, 2001, 173-175; Jukka Korpela. Bysanttilainen Kiovan Rus. Ortodoksia 47, 1998, 97-116. 1 Киркинен, 1970, 198-199; Golubinskij, 1903. 2 Великие Минеи Четьи собрания всероссийского митрополита Макария. Памятники сла вяно-русской письменности. Издание археографической комиссии. Апрель, 8-21, Москва 1912, 17.4. col. 503-507. 3 Церковь Пресвятой Богородицы, Апрель, 8-21, Москва 1912, 17.4. col. 515-517; Heikki Kirki nen. Karjalan idan kulttuuripiirissa. Bysantin ja Venajan yhteyksia keskiajan Karjalaan. Historiallisia tutkimuksia 67. Suomen historiallinen seura: Helsinki, 1963, 178; Jukka Korpela. P. Herman Solovetskilainen / / Ortodoksia 49, 2002,95-96. 4 Jukka Korpela, Solovetskin luostari ja Venajan Pohjois-Karjalan varhainen ortodoksisuus. Ortodok sia 50, 2005, 61-62, Korpela, 2002, 98-99, Golubinskij, 1903, 83. 79
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz