Север и война : седьмые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, г. Мурманск - Трифонов-Печенгский монастырь - г. Заполярный, 4-6 августа 2014 года / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан, 2015. - 394, [3] с. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 7).

Ю. Корпела ских шагов до конца XIV века, в период Новгородского владычества, никто не предпринимал, а отношения между Новгородом и Москвой в то время были близки к военному противостоянию1. Житие отцов-основателей Валаамского монастыря является более труд­ ным для понимания. Старец Ефрем не принадлежит к ним, хотя в истории основания монастыря он впервые на этих островах упоминается вместе с преподобным Сергием: местные язычники тогда прогнали их обоих. Но Сергий вернулся из Новгорода с военной помощью, а Ефрем в то же время основал монастырь в Новоторжске. В любом случае, старец Ефрем — вы­ ходец из Новгорода2. Исторически почитаемыми отцами-основателями Валаамской обители являются Сергий и его приемник Герман. Первый был местным жителем. Личность Германа для историка более загадочна, во многом она даже при­ думанная. Проблема достоверности заключается в том, что вся история Ва­ лаама подверглась «пересмотру» в XVIII веке и далее (и особенно) в XIX, когда монастырь занял первое место среди «императорских» монастырей и историки начали создавать для монастыря знаменитое прошлое. Оба от- ца-основателя обители были канонизированы в 1819 году. Говоря в общем, надо признать, что все факты связывают историю основания монастыря с деятельностью Новгорода3. Не все так просто и с личностью преподобного Лазаря Муромского. Со­ гласно житию святого, он родился в Константинополе в конце XIII века и был пострижен в монахи на горе Афон. Затем он переехал на Север и ос­ новал монастырь на Онежском озере. Такое раннее датирование вряд ли со­ ответствует истине, а связь Руси с Афоном и Константинополем выглядит как вставка более позднего агиографа. Отметим, что зачастую подчеркива­ ние старых византийских связей является фальсификацией. Византийское влияние начало реально увеличиваться в Московии с XIV века, но никогда не достигало северных районов. Однако же Лазарь может являться истори­ ческой личностью XV века4. 1 Корпела, 2004, с. 196. 2 Корпела, 2008, с. 154. Корпела, 2004, 195; К ати Парппеи. «Самый старый в России». Образование историографиче­ ского имиджа Валаамского монастыря. Русская история и культура, том 6. Brill: Leiden — Boston, 2011, passim. 4 Heikki Kirkinen. Karjala idan ja lannen valissa, vol. I. Venajan Karjala renessanssiajalla 1478-1617. Kirjayhtyma: Helsinki, 1970, 162, 197-198; Jukka Korpela. Die Christianisierung der fenno-ugrischen Periphe- 78

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz