Север и война : седьмые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, г. Мурманск - Трифонов-Печенгский монастырь - г. Заполярный, 4-6 августа 2014 года / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан, 2015. - 394, [3] с. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 7).

Отцы-основатели северных монастырей и их сообщество ем, и позже с образовавшимися личными сообществами отцов-основателей монастырей и миссионерами. Это может разъяснить административные и идеологические связи возникших институций. С этой точки зрения хоте­ лось бы проанализировать информацию, которую предоставляют жития ос­ нователей северных монастырей: преподобных Арсения Коневского, Ефре­ ма, Сергия и Германа Валаамских, Савватия, Зосимы и Германа Соловецких, Александра Свирского, Трифона Печенгского, Лазаря Мурманского и Кор- нилия Палеостровского. В заключение я расскажу о двух миссионерах — священниках-монахах Илье и Феодорите Кольском. Многие жития святых основателей монастырей датируют время заклад­ ки обители весьма ранними сроками, однако достоверных доказательств тому мы не находим. Самым старым монастырем, по-видимому, является монастырь при Церкви Пресвятой Богородицы на о. Коневец (конец XIV века). Валаамский монастырь также является старым, но точной ин­ формации, что он был основан до начала XV века, нет. В XV веке также были построены Соловецкий, Муромский и Палеостровский монастыри1. Исторические исследования агиографической литературы могут про­ лить свет на изучаемый вопрос, ведь они содержат уникальные историче­ ские факты. Но в них есть и поздние дополнения, истории и выдуманные факты, которые искажают историческую реальность, поэтому при чтении этих текстов нужно быть критичными и внимательными2. 2. Истоки Преподобный Арсений Коневский (+ 1447) родился в обеспеченной се­ мье в Новгороде и стал основателем монастыря на острове Коневец и важ­ ной фигурой своего времени. Ранняя колонизация в середине XVI века яв­ ляется доказательством этому3. Важно и то, что сначала он заложил Церковь Пресвятой Богородицы, а потом сам монастырь, и такая последователь­ ность была знаком распространения власти Москвы. Таких просветитель­ 1 Корпела, 2008, с. 154, 245; Jukka Korpela. Viipurin linnalaanin synty. Viipurin laanin historia II. Karjalan kirjapaino: Helsinki, 2004. P. 195-196. 2 Трое моих студентов проделали великолепную работу в этой области. Кати Парппеи показала, насколько искажена на самом деле правда о Валаамском монастыре. Ирина Карвонен проанализировала жизнь учеников святого Александра Свирского и показала, что большинство из них были связаны с Алек­ сандром по религиозным и политическим причинам. Мари Исоахо показала, как мало историческая лич­ ность Александра Невского имеет общего с современным ее восприятием. 3 Корпела, 2004, с. 195-196; Голубинский Е. Е. История канонизации святых в русской Церкви. Издание второе, исправленное и дополненное. М., 1903. С. 148-149. 77

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz