Север и война : седьмые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, г. Мурманск - Трифонов-Печенгский монастырь - г. Заполярный, 4-6 августа 2014 года / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан, 2015. - 394, [3] с. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 7).
Некоторые аспекты интерпретации.. ность описываемых исторических событий. Анализ некоторых особенно стей текстов Н1Л и Жития АН выявил приоритет духовно-религиозного значения побед Александра Невского и его цивилизационного выбора. Можно согласиться с тем, что фигура Александра Невского — это больше чем конкретная историческая личность, но все-таки следует сказать, что это не миф, а символ, фигура социальных народных ожиданий. Примечательно, что интерес к личности и деятельности Александра Невского усиливается при обострении отношений России с Западом. « . . . Александру Ярославичу пришлось выбирать из двух зол: или экспансия крестоносцев, ненавидевших и искоренявших Православие, устанавливав ших свой не только духовный, но и материальный диктат на завоеванной территории, или же подчинение монголо-татарам, ограничивавшим свои интересы только материальной сферой. < ...> Запад (и «западники») ни когда не простят России, что она предпочла «дикий Восток» «культурному Западу», а в итоге — сохранила свою самостоятельность, вместо того что бы раствориться на периферии католического мира и стать его буфером в столкновении с тем же Востоком. Заслуга Александра Невского заключа ется в том, что не иначе как Провидением Господним он сумел распознать оба зла и из двух избрал меньшее. Его выбор во многом способствовал тому, что мы не стали “подобием”, а сберегли свою самобытность и высочайшую духовную культуру — Православие. . . » [3]. Во многих отношениях в жизни Александра Невского мы не можем не видеть промысла Божия. Его жизнь и деятельность намечала перспективы развития России. Например, А. Ермаков подчеркивает, что князь Александр Невский был водим Святым Духом, когда ордынский «плен для него пре вратился в глубокую разведку. < ... > траектория его путешествия стала лет через 600-700 южной границей владений Российской империи. Вектор его движения совпал с вектором развития России как государства и даже с дви жением русских как народа, которые двигались сюда еще до государствен ных указов. Принятие князем своей судьбы открыло его потомкам дорогу в этом направлении» [12]. Это перекликается с исследованием епископа Митрофана (Баданина) о роли князя Александра Ярославича в присоедине нии земель Кольского полуострова и норвежского Финнмаркена, освобож денных им от биармийцев, к Новгородской Руси. « . . . Россия в XIII-XIV ве ках еще не могла удержать за собой всю обширную область Кольского Севе ра — Колоперми. < ... > Князь Александр Невский, опираясь на силу стоя щей за ним Орды, сделал решительный шаг в этом направлении» [4, с. 70]. 71
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz