Север и война : седьмые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, г. Мурманск - Трифонов-Печенгский монастырь - г. Заполярный, 4-6 августа 2014 года / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан, 2015. - 394, [3] с. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 7).

Некоторые аспекты интерпретации время голода, когда фараон сделал Иосифа вторым человеком в стране. Здесь наблюдается параллель с дарованием Александру Ярославичу «ярлыка на великое княжение ханом, которого русское общественное сознание осмыс­ ляло как неверного, но царя. Правление Иосифа послужило на благо не только евреям, но и египтянам — святой князь Александр не только устано­ вил мир между Русью и Ордой, но и явился одним из основателей Сарай- ской епархии — миссионерской по своему назначению» [51- Сравнение Александра Ярославича с Титом Флавием Веспасианом, «иже бе пленилъ всю землю Иудейскую» в 69 г., основано не только на том, что тот «побеждая, был непобедим» ( Тако же и князь Александръ — побЪжая, а не поб^димъ [2, с. 428]). По мысли А. Н. Ужанкова, « в этом срав­ нении легко угадывается прямая параллель с подавлением Александром Ярославичем новгородского восстания 1259 г. Веспасиану подавление вос­ стания в Иудее принесло славу в Риме. Александру укрощение новгородцев принесло славу в Орде. Оба воспользовались славой для укрепления своей власти, но каждый, разумеется, по-своему» [3]. С подавлением восстания новгородцев, по мнению того же автора, связаны и параллели с Давидом: «И з двух зол опять приходилось выбирать меньшее. Лучше самому соби­ рать дань и отправлять в Орду, чем терпеть постоянное присутствие завое­ вателей на своей земле. Они-то будут брать, что хотят и когда хотят. . . » [3]. Как указывает диакон Владимир Василик, в сравнениях с Веспасианом важны и другие акценты. « В христианской традиции Веспасиана восприни­ мали как бич Божий, выполнивший Божественный приговор над неверны­ ми иудеями — некогда народом Божиим, но распявшим Христа и гнавшим Его апостолов. Им, соответственно, и уподобляются немцы» [5]. И очевид­ но, что сравнение с императором Веспасианом, которого оставили его вои­ ны, также напоминает об одиночестве святого князя Александра. Мотив одиночества присутствует и в сравнении с Самсоном. Также «образ Самсона, героя Книги судей, подразумевает оппозицию “Самсон - филистимляне” — одинокий герой и сонмы язычников» [5], в данном слу­ чае это немцы и шведы. В Житии АН также присутствуют сравнения и параллели и с другими библейскими и историческими персонажами: Соломоном, царицей Сав- ской, Езекией, Авраамом, Моисеем, Амаликом, Иисусом Навином; римским императором Августом, святыми Борисом и Глебом, Святополком, Яросла­ вом Мудрым и др., а также многочисленные аллюзии на Священное Писа­ ние и молитвы, цитаты из них. Все эти библейские и исторические паралле- 69

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz