Север и война : седьмые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, г. Мурманск - Трифонов-Печенгский монастырь - г. Заполярный, 4-6 августа 2014 года / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан, 2015. - 394, [3] с. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 7).

Л. В. Табаченко Невская битва. Бегство шведов на корабли. Миниатюра из Жития ет против них, и по праву надеется на помощь себе Божью» [з]. В обращения князя Александра к Богу автор Жития АН вставляет и библейские и историче­ ские параллели: Князь же Александръ воздЬвъ руцЪ на небо и рече: «Суди ми, Боже, и разсуди прю мою о т языка непреподобна, и помози ми, Господи, яко же древле Моисию на Амалика и прадеду нашему Ярославу на окааннаго Святополка» [2, с. 432]. Такими параллелями насыщен весь житийный текст, что объясняется спецификой этого жанра, его определенной риторичностью, малой привя­ занностью к историческим событиям. Однако эти параллели с библейскими и историческими персо­ нажами подчеркивают духовное значение описы­ ваемых событий. Обратимся к тексту Жития АН — фрагменту, содержащему портрет Александра Ярославича: Но и взоръ его паче инЪх человекъ, и глас его — акы труба в народа, лице же его — акы лице Иосифа,иже 6Ъ поставилъ его египетъскый царь втораго царя въЕгиптЪ, сила же 6i> его — часть о т силы Самсоня, и далъ б’Ь ему Богъ премудрость Со- ломоню, храборъство же его — акы царя римскаго Еуспесиана, иже 6i> пл'Ьнилъ всю землю Иудейскую. Ин'Ьгде исполчися къ граду Асафату приступити, и исшедше гражане, победита плъкъ его. И остася единъ, и възврати к граду силу ихъ, къ вратом град- нымъ, и посм'Ьяся дружин"Ь своей, и укори я, рекъ: «О стави сте мя единого». Тако же и князь Алек­ сандръ — побЪжая, а не побЪдимъ [2, с. 427]. Исследователи, комментируя текст Жития АН, интерпретируют эти па­ раллели в духовном контексте соотнесенности русской истории с библей­ ской и общемировой. Диакон Владимир Василик подчеркивает, что сравне­ ние с Иосифом, которого называли прекрасным, связано не только с впечат­ ляющей внешностью князя Александра, но и с египетским рабством, кото­ рое для Израиля было последствием единственной возможности выжить во Встреча русского и немецкого войск на Чудском озере. Миниатюра из Жития 68

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz