Север и война : седьмые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, г. Мурманск - Трифонов-Печенгский монастырь - г. Заполярный, 4-6 августа 2014 года / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан, 2015. - 394, [3] с. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 7).
Некоторые аспекты интерпретации. Перейдем ко второй отмеченной особенности источников — использо вание прецедентных имен, событий, библейских и исторических парал лелей. В погодных записях 1240-1242 гг. HIA библейских и исторических па раллелей нет, но содержатся общие речевые формулы о поддержке Богом и святыми православных русичей. Например, сообщая о том, что летом 1240 г. шведы и их союзники — мурмане (норвежцы) и финские племена сумь и емь, прибыв на кораблях в устье реки Ижоры, где она впадала в Неву, высадились на берег, «хотя захватить Ладогу... и Новгород и всю область Новгородскую», летописец пишет о Божьей защите русских: Но еще пре- благыи, премилостивыи Человыколюбець Богъ ублюде ны и защити о т инопле- менъникъ, яко всуе трудишася без Божия повеления; победи я силою святыя Софья и молитвами владычица нашея Богородица и приснодЪвица Мария. А. 126 об. (1240) [1, с. 77]. И далее — о том, как Бог и Его святые сохраняли русичей и пособляли им: Князь же Олександръ съ новгородци и с ладожаны придоша все здрави въ своя си, сохранени Богомъ и святою Софьею имолитва ми вс&хъ святыхъ. л. 127 (1240) [1, с. 77]; Богъ же и святая Софья и святою мученику Бориса и ГлЫа, еюже ради новгородци кровь свою прольяша, тЪхъ святыхъ великымимолитвами пособи Богъ князюАлександру, л. 129 об. (1242) [1, с. 78]. В Житии АН, естественно, тоже подчеркивается Божья помощь князю Александру, за которой он обращается в горячей молитве: Александръ же, слышав словеса сии, разгорЪся сердцемъ, и вниде в церковь святыя Софиа, и, пад на колену пред олътаремъ, нача молитися съ слезами: «Боже хвалный, правед ный, Боже великый, крЪпкый, Боже прев^чный, основавый небо и землю и поло живы пределы языком, повел'Ь жити не прЪступающе в чюжую ч асть » . Въсприимъ же пророческую п\>снъ, рече: «Суди, Господи, обидящим мя и возбра ни борющимся со мною, приими оружие и щитъ, стани в помощь мнЪ». И, скончавъ молитву, въставъ, поклонися архиепископу. Епископъ же б'Ь тогда Спиридонъ, благослови его и отпусти. Он же, изшед ис церкви, утеръ слезы, нача крЪпити дружину свою, глаголя: «Н е в силах Богъ, но въ правд),. Помянемъ Песнотворца, ижерече: "Сии въ оружии, а си на конЪс, мы же во имя Господа Бога нашего призовемь, тии спяти быша и падоша, мы же стахом и прости быхом’’» . СирЪк, поиде на нихъ в мал'Ъ дружин% не съждався съ мно гою силою своею, ноуповая на Святую Троицу [2, с. 428]. «Для князя завоева тели — шведы ли, немцы ли — отступники Божии, нарушившие Его запо ведь, — пишет А. Н. Ужанков. — А потому Александр Ярославич и выступа 67
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz