Север и война : седьмые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, г. Мурманск - Трифонов-Печенгский монастырь - г. Заполярный, 4-6 августа 2014 года / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан, 2015. - 394, [3] с. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 7).

Некоторые аспекты интерпретации. Пелгусий Ижерянин молится святым Борису и Глебу. Миниатюра из Жития тинскому языку, и то, что « в духовном смысле они как бы уподобляются Пилату и распинателям Христа» [5]. Вызывают интерес названия, скажем, абстрактно-географические — За­ падная страна (имеется в виду Ливония) (н^кто силенъ о т Западныя с тр а ­ ны [2, с. 428]; приидоша пакы о т Западныя страны и возградиша град въ отечьствЪ АлександровЪ [2, с. 432]) и Западные страны (А сына своего Дми­ трия посла на Западныя страны и вся полъкы своя посла с нимъ и ближних сво­ их домочадець [2, с. 437] — имеется в виду поход на Юрьев в 1262 г.), однако, на наш взгляд, это можно воспринимать и как отражение формирования геополитического противопоставления Западу. В Житии АН также употребляются общие названия для чужих — ино­ племенники, иноязычники: И яко же приближися князь къ граду Пскову, игуме- ниже и попове и весь народ ср^тоша и пред градомъ съ кресты, подающе хвалу Богови и славу господину князю Александру, поюще пЬснь: «Пособивый, Госпо­ ди, кроткому Давыду побЬдити иноплеменьникы и верному князю нашему ору- жиемъ крестным и свободи градъ Псков о т иноязычникъ рукою Александро­ вою» [2, с. 434]. Лексема иноплеменъникъ используется и в Н1Л: ...Богъ ублюде ны и защити о т иноплеменъникъ. 126 об. (1240) [1, с. 77]. 65

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz