Север и война : седьмые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, г. Мурманск - Трифонов-Печенгский монастырь - г. Заполярный, 4-6 августа 2014 года / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан, 2015. - 394, [3] с. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 7).
Некоторые аспекты интерпретации. ся номер листа летописи и год, в ссылках указывается страница издания) и в «Повестях о житии и храбрости благов'Ьрнаго и великаго князя Алексан дра» [2] (далее кратко — Житии АН, в ссылках дается номер страницы по указанному изданию). Новгородская I летопись старшего извода известна по Синодальному списку второй половины XIII — второй четверти XIV вв. Погодные записи 1240-1242 гг., согласно традиционной точке зрения, были сделаны совре менником вскоре после описываемых событий, о которых еще помнили, по этому они отличаются лаконичностью. Житие АН было написано, скорее всего, книжником из окружения митрополита Кирилла не позднее 80-х гг. (возможно, в 60-х гг.) XIII в. на основании воспоминаний и свидетельств со ратников князя Александра, воевавших вместе с ним в Невской битве и на Чудском озере (... слышах о т отецъ своихъ и самовидецъ есмь възраста его... [2, с. 426]). Прежде всего обратим внимание на полемичность оценок в современ ной исторической науке центральных военных эпизодов войны — Невской битвы 1240 г. и Ледового побоища 1242 г., а также роли самого Александра Невского в русской истории. Эти оценки находятся в очень широком акси ологическом диапазоне. Традиционно эти сражения считают самыми значи тельными битвами того времени, самого князя оценивают как защитника Отечества, ее рубежей, рыцаря без страха и упрека, а его деятельность — как гражданский и духовный подвиг, судьбоносный для России выбор меж ду Западом и Востоком, направленный на сохранение русской государствен ности и православной духовности — это с одной стороны. Из последних можно указать на работы А. Н. Ужанкова «М еж двух зол. Исторический вы бор Александра Невского» [3 ]), монографию епископа Митрофана (Бада- нина) «Князь Александр Невский и Кольский Север: неизвестные страни цы жития» [4], статьи диакона Владимира Василика [5; 6]; и др. С другой стороны, существует оценка названных битв как способов ре шения сиюминутных проблем (такой взгляд обнаруживается в работах про фессора Оксфордского университета Джона Феннела [7] и русского исто рика И. Н. Данилевского [8; 9; 10; 11], считающего, что героизированная память об Александре Невском есть миф, который соответствовал «импер ской идеологии царской России и Советского Союза. Именно такая память долгие годы преподносилась как истинная история. Она была инкорпори рована в учебники и учебные пособия, в научно-популярные издания и с их помощью внедрялась в общественное сознание. До сих пор она оказывает 59
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz