Север и война : седьмые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, г. Мурманск - Трифонов-Печенгский монастырь - г. Заполярный, 4-6 августа 2014 года / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан, 2015. - 394, [3] с. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 7).

Северонорвежские предания о смутном времени. щими сюжетами, которые благодаря своему драматизму и более сильному психологическому воздействию замещают воспоминания о реальных про­ исшествиях. Они, по словам норвежского фолклориста Молкте Муэ, явля­ ются не фактами, а «поэтическим отражением фактов, с необычайной си­ лой повлиявших на людей».1 Таким образом, даже если предания нельзя считать отражением событийного опыта, они, без сомнения, свидетельству­ ют о значимости событий. Примечательно также и то, что предания о рус­ ских чаще распространены именно в тех регионах Северной Норвегии, ко­ торые в свое время действительно подвергались набегам со стороны рус­ ских. С этими набегами связано и образование многих топонимов в Финн- марке с корнем «ru ss-» или «k a rje l»: такие топонимы появились задолго до начавшейся в конце XVII века торговли с поморами. Поэтому они не связа­ ны с поморской торговлей, а, скорее всего, отражают именно набеги рус­ ских в XIII-XV веках. В самых южных регионах Северной Норвегии существует сравнительно мало преданий о проводнике, и в тех немногих, которые есть, часто обыгры­ вается скрытое противостояние саамов и норвежцев. Проводник в этих преданиях — всегда саам, которого русские заставляют показать им дорогу к деревушке, где празднуют свадьбу не саамы, а норвежцы. Из-за традицион­ но существовавших противоречий между саамами и норвежцами в Север­ ной Норвегии сначала не совсем ясно, хочет ли саамский проводник спасти норвежцев. В Финнмарке же, наоборот, в преданиях всегда рассказывается о саамской свадьбе, и это соответствует территориально-этническому рас­ пределению мест проживания саамов в XIII-XV веках.2В то время норвеж­ цы проживали, главным образом, на западном побережье Финнмарка, а к на­ чалу XVII века, когда норвежские поселения появились и на вершинах фьор­ дов и число норвежцев в Финнмарке значительно возросло, русские набеги уже прекратились. Набеги на Финнмарк временно закончилась подписанием в 1326 году Новгородско-норвежского пограничного договора. Этот договор внес определенную ясность в приграничный вопрос, в результате которого с се­ редины XV века конфликты между русскими и норвежцами начинают ути­ хать. Грабительские набеги с российской стороны сменяются более мягкой формой — сбором дани с саамов. Но разница между старой и новой фор­ мой проникновения, пожалуй, была небольшой. Кроме того, русские сбор­ щики податей зачастую проявляли жестокость, поэтому в глазах саамов они, 1 Мое М. (1887) Innledning tilJ. Qvigstad og G. Sandberg, Lappiske eventyr og folkesagn. Kristiania: 5. 2 Mathisen, op. cit. 55

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz