Север и война : седьмые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, г. Мурманск - Трифонов-Печенгский монастырь - г. Заполярный, 4-6 августа 2014 года / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан, 2015. - 394, [3] с. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 7).

Й. П. Нильсен дой культурной традиции сюжет формируется с учетом характерных для данной местности особенностей. Так, в Дании, где нет высоких гор, врагов (т. е. шведов во время датско-шведских войн XVII века) обманом заводят на заледеневшее море, лед под ними ломается, и они тонут.1Русская легенда об Иване Сусанине тоже, по сути, представляет собой сказание о проводнике. Враги в этой легенде, как известно, — поляки, а действие происходит в на­ чале XVII века, в эпоху Смутного времени. Поляки решают пробраться в тыл к русским, а их проводником становится местный крестьянин Иван Сусанин, который уводит поляков далеко в лес, где они, не в силах больше идти, увязают в снегу. Поняв, что их обманули, поляки жестоко расправля­ ются с проводником. В преданиях о проводниках, бытующих уже в Север­ ной Норвегии, проводник, как правило, успевает спастись, а место врага за­ нимают сами русские.2 Предания о проводнике повсеместно распространены в народной среде в современных провинциях Финнмарк и Тромс, причем во множестве вари­ антов. Вот, например, предание, до сих пор бытующее в разных вариантах в Альте, моем родном городе. Однажды здесь готовились отпраздновать свадьбу. Русские, которых было 20 человек, прознав об этом, решили совер­ шить грабительский набег на городок и взяли в проводники одного саама. Саам же придумал хитрый ход: в темноте он шел впереди с факелом, кото­ рый сделал из палки с обмотанной вокруг нее горящей берестой. Выбрав подходящее место возле обрыва, он бросил факел вниз. Решив, что провод­ ник хочет сбежать, русские бросились следом прямо в пропасть и насмерть разбились. Местные жители и сейчас могут точно показать место, где якобы похоронены их тела.3 Таким образом, предания о проводнике не имеют узкой привязки к мест­ ности — в губерниях Финнмарк и Тромс их рассказывают повсюду, даже в местах, где нет крутых скал и обрывов. Кочующее предание могло сформи­ роваться где угодно в мире, но даже если допустить, что такое событие дей­ ствительно случилось в далеком прошлом, понятно, что оно не могло повто­ ряться в всех этих местах. Очевидно, логика такова, что в коллективной памяти народа события, связанные с набегами русских и карелов, вытесняются различными кочую­ 1 Drannikova N. & LarsenR. (ed.) (2006) I tsjudenes fotspor. Tsjuder i historiske kilder, predanier og sagn i Nord-Norge og Arkhangelsk oblast. Tromso: Arktisk forlag: 24-25. 2 Mathisen S. R. (1989) Samen som veiviser, Bodoboka 1988-1989. Nordlandsmuseets arbok. Bodo. 3 Nielsen J. P. (1990) Altas historie, vol. 1. De glemte arhundrene. Alta: Alta kommune: 44-55. 54

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz