Север и война : седьмые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, г. Мурманск - Трифонов-Печенгский монастырь - г. Заполярный, 4-6 августа 2014 года / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан, 2015. - 394, [3] с. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 7).

Северонорвежские предания о смутном времени. о набегах норвежцев на русское население Бело- морья не зарегистрировано. В северонорвежских саамских преданиях рас­ сказывается о том, как саамы прятались от русских (или чуди) в землянках или специально вырытых для этого подземных погребах. Однако по сюжету предания враг, как правило, обнаруживает их — например, замечает пар от забытого второпях кот­ ла с водой или слышит голос служанки, которая вдруг громко просит лопатку для рыбы. Однако в некоторых преданиях нападающим так и не уда- Ушкуйник. Рисунок н. Рериха ется отыскать саамов. Одно из преданий, в частно­ сти, повествует о саамах из местечка Оксфьорд в Западном Финнмарке, которые решили укрыться в густой березовой роще. Песок в ней был особенно плотный, поэтому беглецы прорыли в нем целую систему пещер, сообщающихся подземными ходами. Свои лодки они спрята­ ли возле моря, и русские так и не смогли их найти. Иногда предания расска­ зывают, что когда паук необыкновенно быстро плел паутину прямо перед входом в пещеру, то приходившие русские (ошибочно) решали, будто внутри никого нет, и уходили.' В основу большинства подобных преданий о русских положен явно кочу­ ющий сюжет — т. е. аналогичные сюжеты с небольшими вариациями встре­ чаются практически во всех уголках земного шара. Во многих историях рас­ сказывается о том, как саамам удавалось обхитрить русских и привести вра­ гов к гибели при помощи местных проводников. Один из наиболее часто встречающихся сюжетов — это как раз история о проводнике (саамск. ofelas), которого русские-чудь заставляют вести их в деревню, где в это время празднуют свадьбу. Однако проводник вместо этого приводит их к скалисто­ му обрыву, они гибнут, и он тем самым спасает соплеменников.2 Сказание о проводнике встречается во многих странах, так что его мож­ но считать всеобщим достоянием европейской культуры. При этом в каж­ ' Helland А. (1905-1906) Topografisk-statistisk beskrivelse over Finmarkens Amt, vol. 1-3. Kris- tiania: Aschehoug, vol. 2: 364-365; Qyigstad J. K. (ed.) (1999) Samiske beretninger i utvalg fra J. K. Qvig- stads Samiske eventyr og sagn I-IV. Innledning, kommentarer og spraklig bearbeidelse ved Brita Pollan. Oslo: 242-267. 1 Bratrein H. D. (1977) Russesagn i Nord-Norge, Ottar 1977 (no 94-95): 5-12; См. также: Bratrein H. D. (1989) Karlsay og Helgey Bygdebok. Folkeliv — Nasringsliv — Samfunnsliv, vol. 1. Fra Steinalder til ar 1700. Karlsoy Kommune. Hansnes. 53

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz