Север и война : седьмые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, г. Мурманск - Трифонов-Печенгский монастырь - г. Заполярный, 4-6 августа 2014 года / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан, 2015. - 394, [3] с. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 7).
Й. П. Нильсен В XIV веке возникла реальная угроза, что карелы и русские смогут окон чательно подчинить Финнмарк новгородскому правлению. Так, в исланд ских источниках, датируемых 1380 г., рассказывалось о бесчинствах русских в Северной Норвегии, где они «убивали мужчин, уводили в плен женщин и детей и грабили поселения».1Отдельные упоминания об этих набегах встречаются также и в российских летописях. Так, в 1320 г. русская флоти лия под руководством новгородца по имени Лука напала на побережье Финнмарка и потерпела поражение, в результате которого Лука потерял все свое войско. В 1323 г. последовало новое нападение. На этот раз флотилия была больше, а войско состояло из русских, карелов и кольских саамов. Фло тилия достигла норвежского острова Бьяркей, где нападавшие сожгли вла дения наместника Эрлинга Видкунссона. Итак, круг замкнулся: ведь именно с этого острова в VHI-IX веках начинались первые походы на Биармию и Беломорье. С тех давних времен в Северной Норвегии сохранилось множество пре даний о набегах русских и карелов. В них рассказывается о злодеяниях во время нападений карелов и русских прежде всего на Финнмарк. Например, в одном из преданий повествуется о том, как русские окружают церковь во время проповеди. Сначала они дожидаются, пока священник закончит про поведь, а потом врываются в церковь и убивают всех без разбора. В другом предании Бог внимает молитве священника: на море разыгрывается шторм, и корабль, на котором плывут русские, идет ко дну. Хотя основной целью набегов были норвежские рыбацкие поселения, русские и карелы не обходили стороной и поселения морских и горных са амов в провинциях Финнмарк и Тромс. В саамских преданиях нападавшие называются «cu od it» («чуд ь ») или «ruossa-cuodit» («русская чудь»). Та кое название возникло из-за того, что в саамской устной фольклорной тра диции карелов и русских часто путали с чудью — финно-угорским народом, тоже враждовавшим с саамами, но в более раннее время. К слову, на севере России также есть предания о чуди — так в этом регионе называли финно- угорские племена, нападавшие на русские деревни. Иногда кольские саамы называли чудью даже норвежцев и шведов, совершавших набеги с запада.2 Такие набеги, без сомнений, имели место, однако аналогичных преданий ' Storm Gustav (ed.) (1888) Islandske Annaler indtil 1578 / udgivne for det Norske historiske Kilde- skriftfond. Christiania: Grondahl: 283. 2 Cm.: Drannikova Natalia og Larsen Roald (ed.) (2006) I tsjudenes fotspor. Tsjuder i historiske kilder, predanier og sagn i Nord-Norge og Arkhangelsk oblast. Tromso: Arktisk Forlag. 52
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz