Север и война : седьмые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, г. Мурманск - Трифонов-Печенгский монастырь - г. Заполярный, 4-6 августа 2014 года / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан, 2015. - 394, [3] с. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 7).
Север и война. Раннее Средневековье Действительно, «лапландцы, принадлежащие к народам Финского пле мени, называют свою землю Самеядна».1 События, произошедшие на Крайнем Севере и приведшие к изгнанию биармийцев с Кольского Севера, происходили несколько позже. Это време на похода на Русь «Неврюевой рати», посланной Батыем в 1252 г., что при вело к великому княжению на Руси Александра Невского, которому проти вились иные князья — потомки Ярослава Всеволодовича. Надо сказать, что со временем эти события стали забываться и даже весьма известные знатоки Крайнего Севера искренне недоумевали по пово ду «исчезновения» Биармии и ее жителей. Так, например, Иоханес Шеффе- рус, немецкий исследователь XVII века, пытаясь решить эту «загадку», предполагал: «уменьшаясь в числе от многочисленных войн, жалкие их остатки слились с лапонцами, а потом забылось и само имя биармийцев».2 XIII Великий князь новгородский Александр Ярославович, добившись осо бого расположения ордынского хана, в полной мере сумел реализовать уди вительные возможности нынешней своей практически абсолютной власти, опиравшейся на страшную силу Орды. Он понял, что покорность этой пока что неодолимой силе может принести Руси такие выгоды, о каких ни один из правителей прежде и не мечтал. При этом, что важно подчеркнуть, благо верный князь всегда оставался христианином и патриотом своей земли.3 Союз с Золотой Ордой завещал Александру укрепить его отец, князь Ярослав, как условие предотвращения нового разгрома Руси. Сам же великий князь Ярослав Всеволодович добился особого к себе расположения со сторо ны Золотой Орды. Об особом почете, выказываемом князю, что было вовсе не характерно для татарских нравов, царивших при дворе великого хана Гуюка, пишет очевидец, посланник папы римского Инокентия IV: «там было не сколько вождей, ... более десяти других султанов, более четырех тысяч послов в числе тех, кто приносил дань, и тех, кто шел с дарами султанов, других вож 1 Кеппен П. И. Хронологический указатель материалов для истории инородцев Европейской Рос сии. С. 350. 2 Иоанн Шеффер из Страсбурга. Лапландия. Франкфурт, 1674. / Пер. с лат. языка В. С. Золотило- ва. Апатиты, 1930-е гг. С. 51 (рукопись). 3 В 1250 г. князю пришлось ехать в Монголию к великому хану. Зная языческие обряды Орды, князь молился перед отъездом, обещая: «Аще и кровь свою пролию Христа ради от безбожного царя, якоже и сродники мои, кусту же и огню и идолам не поклонюся». И свое слово князь сдержал. 47 I
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz