Север и война : седьмые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, г. Мурманск - Трифонов-Печенгский монастырь - г. Заполярный, 4-6 августа 2014 года / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан, 2015. - 394, [3] с. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 7).

Север и война. Раннее Средневековье Действительно, «лапландцы, принадлежащие к народам Финского пле­ мени, называют свою землю Самеядна».1 События, произошедшие на Крайнем Севере и приведшие к изгнанию биармийцев с Кольского Севера, происходили несколько позже. Это време­ на похода на Русь «Неврюевой рати», посланной Батыем в 1252 г., что при­ вело к великому княжению на Руси Александра Невского, которому проти­ вились иные князья — потомки Ярослава Всеволодовича. Надо сказать, что со временем эти события стали забываться и даже весьма известные знатоки Крайнего Севера искренне недоумевали по пово­ ду «исчезновения» Биармии и ее жителей. Так, например, Иоханес Шеффе- рус, немецкий исследователь XVII века, пытаясь решить эту «загадку», предполагал: «уменьшаясь в числе от многочисленных войн, жалкие их остатки слились с лапонцами, а потом забылось и само имя биармийцев».2 XIII Великий князь новгородский Александр Ярославович, добившись осо­ бого расположения ордынского хана, в полной мере сумел реализовать уди­ вительные возможности нынешней своей практически абсолютной власти, опиравшейся на страшную силу Орды. Он понял, что покорность этой пока что неодолимой силе может принести Руси такие выгоды, о каких ни один из правителей прежде и не мечтал. При этом, что важно подчеркнуть, благо­ верный князь всегда оставался христианином и патриотом своей земли.3 Союз с Золотой Ордой завещал Александру укрепить его отец, князь Ярослав, как условие предотвращения нового разгрома Руси. Сам же великий князь Ярослав Всеволодович добился особого к себе расположения со сторо­ ны Золотой Орды. Об особом почете, выказываемом князю, что было вовсе не характерно для татарских нравов, царивших при дворе великого хана Гуюка, пишет очевидец, посланник папы римского Инокентия IV: «там было не­ сколько вождей, ... более десяти других султанов, более четырех тысяч послов в числе тех, кто приносил дань, и тех, кто шел с дарами султанов, других вож­ 1 Кеппен П. И. Хронологический указатель материалов для истории инородцев Европейской Рос­ сии. С. 350. 2 Иоанн Шеффер из Страсбурга. Лапландия. Франкфурт, 1674. / Пер. с лат. языка В. С. Золотило- ва. Апатиты, 1930-е гг. С. 51 (рукопись). 3 В 1250 г. князю пришлось ехать в Монголию к великому хану. Зная языческие обряды Орды, князь молился перед отъездом, обещая: «Аще и кровь свою пролию Христа ради от безбожного царя, якоже и сродники мои, кусту же и огню и идолам не поклонюся». И свое слово князь сдержал. 47 I

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz