Север и война : седьмые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, г. Мурманск - Трифонов-Печенгский монастырь - г. Заполярный, 4-6 августа 2014 года / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан, 2015. - 394, [3] с. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 7).
Епископ Митрофан (Баданин) до северо-западного берега Норвегии, где они и поселились. Это было во время нашествия монголов, когда жители Севера, объятые ужасом, покину ли свои места и массами бежали выше на Север, в нынешнюю Лапландию и даже Финнмаркен».1 Подчас подобные утверждения вызывали законное недоумение истори ков, поскольку, как известно, войска монголо-татар в своем движении на се вер не доходили даже до Новгорода.2Тем не менее, упомянутая связь с Ор дой вполне очевидна, поскольку, как замечает историк, «князь Александр по праву татарскому» осуществлял эти походы и опирался «н а всю татар скую силу».3Кроме того, такое уподобление русских татарам вполне соот ветствует имевшей место в те времена традиции называть народ по принци пу зависимости или подчиненности. Так, например, войско Биргера в битве 1240 г. называют не «свеями», а «римлянами». Так, при описании Ледово го побоища Симеоновская летопись сообщает: «Натече он на корабли и погуби три корабля Римлян». Об этих важных событиях также пишет шведский историк Стриннгольм Андерс в своей истории Российского Крайнего Севера: «О бьярмийском государстве известно, что оно пало после 1236 года во время вторжения Чингисхана и его монгольских орд в Северную Европу, а потом было окон чательно покорено царем России Иваном Васильевичем в конце XV века».4 Однако надо заметить, что речь идет о временах Батыя, поскольку Чингис хан скончался в 1227 г. Приблизительно в это время имело место движение монгольских орд на Север, в район южного Урала. Как свидетельствует Пла но Карпини, «они пошли дальше к северу и ... пришли к Самогедам,5 а эти люди, как говорят, живут только охотами; палатки и платье их также сдела ны только из шкур зверей. Подвинувшись оттуда далее, они пришли к неко ей земле над Океаном, где нашли неких чудовищ . . . » 6 1 Кааран А. К истории Русского Севера: Русско-норвежские отношения. С. 23-24. 2 В 1238 г. после взятия Торжка основные силы монголов, не дойдя 100 верст до Новгорода, из-за весенней распутицы и высоких потерь повернули назад в степи. 3 Олофа Далина история Шведского государства в 8 томах. Т. 2. С. 269, 264. ц Стриннгольм Андерс Магнус. Походы викингов, государственное устройство, нравы и обычаи древних скандинавов. М., 2002. Перевод с нем. яз. А. Шемякина. С. 36. «Самоеды — урало-алтайское племя, близкое к финнам-лопарям. Имя их произошло, вероят но, от названия «Самееднам», страны, где некогда жили лопари. Первоначальная родина их была в об ласти Саянского нагорья, но, оттесненные к северу, самоеды спустились по О би». Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. СПб., 1890-1907. 6 Плано Карпини И. История монголов. СПб., 1911. С. 47. 46
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz