Север и война : седьмые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, г. Мурманск - Трифонов-Печенгский монастырь - г. Заполярный, 4-6 августа 2014 года / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан, 2015. - 394, [3] с. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 7).
Север и война. Раннее Средневековье «В то время, — рассказывает одна норвежская сага, — жители Биармии обратились с просьбой о защите к королю Хокону. Он позволил им посе литься у Малангена [в районе нынешнего Тромсе. — Е. М.] с условием, что бы они приняли христианство, что они и сделали».1Упомянутая сага была опубликована К. X. Рафном2в середине XIX века: «Король Хакон приложил большее, чем кто-либо из владетелей после короля Олава Святого, старание к тому, чтобы утвердить христианскую веру в Норвегии; он озаботился вы строить храм в Тромзе и ввел христианство в этом приходе».3 Первая церковь в честь Девы Марии в этом крайне-северном поселении Норвегии — Тромсе — была построена в 1252 г. именно как следствие это го пришествия биармийцев. « К нему пришли многие из биармонцев, кото рые бежали с востока, прогнанные набегами татар; король повелел обратить их в христианство и уступил им для жительства так называемый Малангер- ский залив [Маланген (Malangen) — ныне крупный рыболовный центр на Сев. Норвегии. — Е. М .]» .4 Еще раз подчеркнем, что приведенная выше информация ясно свиде тельствует о нахождении земель Биармии в относительной близости от Норвегии, и уж никак не в районе Северной Двины или Перми. Интересно, что с образованием центра христианизации биармийцев в норвежском Тромсе аналогичные шаги были предприняты на российском Кольском полуострове, где в начале XIV века в селении Варзуга была по строена первая церковь для христианизации корел, пришедших на место биармийцев. Это зафиксированное в норвежских источниках масштабное перемеще ние народов, массовое бегство биармийцев, с давних времен населявших земли Крайнего Севера, историки связывали с монголо-татарским наше ствием. «Часть населения Биармии в средине XIII столетия добралась < ... > 1 «Э ти переселенцы на новом месте поселения в пустынныхЛапландии и Финнмаркене встрети лись с более дикими племенами, квенами, лопарями и другими, и, чтобы утвердиться здесь, должны были, в свою очередь, подчинить их себе и вступить с ними во враждебные столкновения. Норвежские саги сообщают немало случаев подобных столкновений». Haakon Haakonssons Saga (последняя глава). Цит. по: Кааран А. К истории Русского Севера: Русско-норвежские отношения / / Известия Архангельского Общества изучения Русского Севера. Архангельск, 1910. № 11. С. 25. 2 Рафн Карл Христиан — датский археолог (1795-1864), основатель Королевского общества северных антиквариев. 3 Saga Hakonar konungs Haakonarsonar. Rafn С. С. A n tiqu es russes d’apres les monuments histo- riques des Islandais et des anciens Scandinaves. Copenhague, 1852. R. II. P. 83. 4 Rafn С. C. Antiquites russes d’apres les monuments historiques des Islandais et des anciens Scandi naves. P. 84. 45
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz