Север и война : седьмые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, г. Мурманск - Трифонов-Печенгский монастырь - г. Заполярный, 4-6 августа 2014 года / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан, 2015. - 394, [3] с. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 7).

Епископ Митрофан (Баданин) X «Норвежцы и русские соседствуют тысячу лет, и между этими народами и их странами не было серьезных конфликтов»1— так начинает свой труд по истории российско-норвежских отношений норвежский ученый К. Селнес.2 Как мы показали выше, Новгородская Русь и Норвегия издревле и тра­ диционно имели уважительные добрососедские отношения. Великий по­ кровитель христианской Норвегии XI века король Олав II Святой прихо­ дился великому князю Ярославу Мудрому свекром. Важнейшие духовные решения Олава и укрепление его христианской веры произошли в период его пребывания в Великом Новгороде, где он совершил свои первые чудеса исцелений. В дальнейшем почитание святого Олава нарастало, поскольку Ганзейский союз избрал его покровителем всех мореплавателей. Во всех го­ родах союза были воздвигнуты церкви его имени. Не был исключением и Великий Новгород, где, по свидетельству епископа города Або (ныне Тур­ ку), в XIV веке еще существовала церковь святого Олава («варяжская бож­ ница») и почитание его новгородцами было весьма велико.3 В России по­ мимо Новгорода (где он жил несколько лет), церкви святого Олава сущест­ вовали и в Старой Ладоге. Два следующих короля уже христианской Норвегии — Магнус I До­ брый (сын Олава) и Харальд III Суровый (сводный брат Олава) —- были связаны с новгородскими князьями династическими браками и с жизнью Великого Новгорода в целом. После разделения христианских Церквей Востока и Запада в 1054 г. тес­ ные династические связи между правителями Руси и Норвегии стали осла­ бевать, но взаимная заинтересованность и традиции дружбы остались. Надо заметить, что раскол христианской церкви 1054 г. особо не отраз­ ился на самих отношениях между русскими христианами византийского об­ ряда и скандинавскими римо-католического. Такая ситуация держалась до XIII века, до монголо-татарского нашествия, когда это противостояние рез­ ко обострилось по политическим мотивам. Так что к XIV веку церкви Свя­ того Олава исчезли из русских городов, несмотря на то, что канонизация 1 Seines К. Russisk historie i norran saga / / (N ) HT. 1965. B. 44. H. 2. S. 3. Кьяртан Селнес доктор философии, советник по социальным и философским наукам Нор­ вежской гуманистической ассоциации, г. Осло, Норвегия. Надпись на одном шведском руническом камне повествует о судьбе некоего путешественника, который « ...умер в Холмгарде [Новгороде. — Е. М.] в церкви св. Олава» (Wigum F. Norge og Russland som religiose naboer 11 Kirke og Kultur. Oslo, 1997. № 1. Перевод А. Ермолаевой). 42

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz