Север и война : седьмые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, г. Мурманск - Трифонов-Печенгский монастырь - г. Заполярный, 4-6 августа 2014 года / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан, 2015. - 394, [3] с. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 7).

Север и война. Раннее Средневековье не искали защиты у норвегов от русских (скорее, наоборот). Хорошо из­ вестно традиционно доброе и уважительное отношение между этими на­ шими народами. «Заключающие между собой братский союз меняются на­ тельными крестами — “крестоваются”. Лопари любят этот обычай и заклю­ чают такой союз не только меду собой, но и с русскими».1 Так что здесь речь идет все о тех же биармийцах (мурманах), изгнанных за предательство с Кольского Севера при новгородском князе Александре Ярославиче в середине XIII века. Биармийцы, принятые тогда королем «Норвецких Немцев» и размещенные на территории норвежского Галога- ланда, принесли с собой и этноним «мурмане», что в дальнейшем внесло соблазн найти в именовании этих народов единые словарные корни. Великий князь Александр, осуществляя в середине XIII века миссию по присоединению Крайнего Севера к Новгородским землям, опирался, ко­ нечно же, на своих традиционных союзников — корельский народ в лице их предводителей — валитов. Именно временной отрезок XIII века, связанный со славными деяниями благоверного князя Александра Невского, предлагает усвоить упомянутой выше истории с «Валитом или Варентом» известный исследователь Коль­ ского Севера Е. К. Огородников, указывая, что построенное Валитом « г о ­ родище Кольское явилось уже не позже 1264 года, если не ранее, и суще­ ствовало до 1582 года».2 Эта история, о том, как «начал Валит Мурманскую землю войною под свою власть приводить», «узнанная от старожилов той страны», как свиде­ тельствует Н. В. Карамзин, вскоре послужила для российских государей ос­ нованием оспаривать датские притязания на Лапландию и Кольский Север, поскольку «побежденные Валитом немцы заключили с ним мир, отдав ему всю лопь до реки Ивгея.3Лопари с того времени платили дань Новугороду и царям Московским».4 1 Ефименко П. С. Юридические обычаи Лопарей, Корелов и Самоедов Архангельской губер­ нии / / Записки Императорского русского Географического общества по отделению этнографии. СПб., 1878. Т. 8. С. 20. 2 Огородников Е. К. Мурманский и Терский берега по книге Большого Чертежа. СПб., 1869. С. 630. 3 Река Ивгей (современное финское название Ивалойоки, Ivalojoki) — древняя порубежная река протяженностью 180 км, впадающая в южную оконечность озера Инари. Важнейшая часть историческо­ го водного пути ведущего с Балтики на Север. 4 Карамзин Н. М. История государства Российского. М., 2008. Т. 9-12. Т. 11. Глава I. Царствова­ ние Бориса Годунова (1598-1604 гг.). С. 445. 33

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz