Север и война : седьмые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, г. Мурманск - Трифонов-Печенгский монастырь - г. Заполярный, 4-6 августа 2014 года / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан, 2015. - 394, [3] с. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 7).
Север и война. Раннее Средневековье не искали защиты у норвегов от русских (скорее, наоборот). Хорошо из вестно традиционно доброе и уважительное отношение между этими на шими народами. «Заключающие между собой братский союз меняются на тельными крестами — “крестоваются”. Лопари любят этот обычай и заклю чают такой союз не только меду собой, но и с русскими».1 Так что здесь речь идет все о тех же биармийцах (мурманах), изгнанных за предательство с Кольского Севера при новгородском князе Александре Ярославиче в середине XIII века. Биармийцы, принятые тогда королем «Норвецких Немцев» и размещенные на территории норвежского Галога- ланда, принесли с собой и этноним «мурмане», что в дальнейшем внесло соблазн найти в именовании этих народов единые словарные корни. Великий князь Александр, осуществляя в середине XIII века миссию по присоединению Крайнего Севера к Новгородским землям, опирался, ко нечно же, на своих традиционных союзников — корельский народ в лице их предводителей — валитов. Именно временной отрезок XIII века, связанный со славными деяниями благоверного князя Александра Невского, предлагает усвоить упомянутой выше истории с «Валитом или Варентом» известный исследователь Коль ского Севера Е. К. Огородников, указывая, что построенное Валитом « г о родище Кольское явилось уже не позже 1264 года, если не ранее, и суще ствовало до 1582 года».2 Эта история, о том, как «начал Валит Мурманскую землю войною под свою власть приводить», «узнанная от старожилов той страны», как свиде тельствует Н. В. Карамзин, вскоре послужила для российских государей ос нованием оспаривать датские притязания на Лапландию и Кольский Север, поскольку «побежденные Валитом немцы заключили с ним мир, отдав ему всю лопь до реки Ивгея.3Лопари с того времени платили дань Новугороду и царям Московским».4 1 Ефименко П. С. Юридические обычаи Лопарей, Корелов и Самоедов Архангельской губер нии / / Записки Императорского русского Географического общества по отделению этнографии. СПб., 1878. Т. 8. С. 20. 2 Огородников Е. К. Мурманский и Терский берега по книге Большого Чертежа. СПб., 1869. С. 630. 3 Река Ивгей (современное финское название Ивалойоки, Ivalojoki) — древняя порубежная река протяженностью 180 км, впадающая в южную оконечность озера Инари. Важнейшая часть историческо го водного пути ведущего с Балтики на Север. 4 Карамзин Н. М. История государства Российского. М., 2008. Т. 9-12. Т. 11. Глава I. Царствова ние Бориса Годунова (1598-1604 гг.). С. 445. 33
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz