Север и война : седьмые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, г. Мурманск - Трифонов-Печенгский монастырь - г. Заполярный, 4-6 августа 2014 года / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан, 2015. - 394, [3] с. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 7).

Епископ Митрофан (Баданин) ник, и на то дело у него был большой промысл. И там, где рать он Немецкую побивал, в Варенге, на побоище Немецком, там, где Варенский летний погост, — там, на славу свою, принесши с берега, положил он своими руками камень в вышину от земли больше косые сажени [около 2,5 м. — Е. М.]. И ныне он там есть, а около его, подале, выкладе- ны каменьем как бы оклад загороды в двенадцать стен. И назван был у него тот оклад Вавилоном. И в Коле, там, где ныне острог, также обложено Джованни да Плано Карпини было у него каменьем двенадцать стен тем же обы- (ок. 1182-1252) 7 " чаем. Тот камень, что в Варенге, и по сей час слы­ вет “Валитов камень”, а то, что было в Коле построено, то развалено, когда острог делали [в 1584 г. — Е. М .].1 А меж Печенги и Паз-реки, от Печенской губы по ту сторону верст с 35, есть губа морская, вышла в берег кругла. Середь той губы остров каменный высокий, а кругом сверху ровен — тут у него для покоя место было, загоро­ да крепости. А как Валита не стало, а в крещенье ему было имя Василей, то положен он был в Кореле на посаде».2 Эта история о валите Василии была хорошо известна русскому поморскому люду: «П о русским преданиям, некто Васи­ лий (Васин) является завоевателем береговой Лапландии. С ним связывают и русское название норвежского города Вадсе — Васин».3 В этом предании интересно еще раз обратить внимание на то, что, со­ гласно подлинному тексту, существовали некие «мурм ане», которые «били челом Норвецким Немцам», прося у них защиты от притеснения корелами и насаждения новгородской власти на Кольском Севере. Другими словами, как мы уже говорили выше, известная аналогия, которой давно оперируют историки: «мурмане» это искаженное «норманы », — становится не столь очевидной. Историку Карамзину показалось необходимым устранить возникшую непонятность, и в своем изложении он заменил слово «мурм ане» на «лопа­ ри», что лишь удалило установление истины. Как известно, лопари никогда 1 «Опросные речи данщиков...» . ЦГАДА, ф. 53. Сношения России с Данией. 1614 г., № 1. 2 Варашев камень / / Олонецкие губернские ведомости. 1841. № 4. С. 14. Гебель Г. Ф. Наша Лапландия / / 11зв. Архангельского О-ва по изучению Русского севера. СПб., 1909. Т. VIII. С. 86. 32

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz