Север и война : седьмые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, г. Мурманск - Трифонов-Печенгский монастырь - г. Заполярный, 4-6 августа 2014 года / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан, 2015. - 394, [3] с. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 7).
Епископ Митрофан (Баданин) в походах. Они по праву называли себя конунгами, хотя они и не правили землями».1Такой конунг всегда был рядом со своей дружиной, он был обя зан смело сражаться лично, рисковать жизнью, быть образцом в бою и, ко нечно же, справедливо делить трофеи. Такое устройство княжеской власти зиждется на законах, освященных тысячелетиями. О выверенном балансе отношений между вождем и дружи ной пишет еще древнеримский историк Тацит: «В о время сражения вождю стыдно оказаться превзойденным чьей-то храбростью, дружине же стыдно не равняться на вождя; вернуться же живым из боя, в котором пал вождь, значит на всю жизнь покрыть себя позором и бесчестьем. Защищать вождя, оберегать его и приписывать свои подвиги его славе — в этом главная при сяга дружинника. Вожди сражаются за победу, дружинники — за вож дя».2 Это чувство «природного князя», законность и равенство властных прав его носителей были определяющими в течение долгого периода сред невековой государственности северных стран. В Киевской и Новгородской Руси великокняжеская власть всегда хорошо понимала всю опасность по пыток радикально централизовать государственное устройство. Именно потому реально появившийся на Руси «великий князь и царь киевский Во- лодимер Мономах»,3получивший законные царские регалии («цепь золоту с крестом, шапку золоту, бармы») из Византии от его деда императора ви зантийского Константина Мономаха, «хорошо понимал, что венчание, со вершенное над ним по желанию его деда, не могло присвоить ему никаких особенных прав, ибо в то время родовые отношения между князьями были в самой силе и полном развитии и не благоприятствовали единовластию».4 Известно, что, умирая, Владимир Мономах завещал: «д а не венчают никого на царство по моей смерти. Отечество наше разделено на многие области; если будет Царь, то удельные князья от зависти начнут воевать с ним, и госу дарство погибнет».5 Мудрость Мономаха подтверждается и примером соседних государств. Короли скандинавских стран, так называемые конунги, усвоив себе столь громкий титул, подчас по своему реальному статусу стояли ниже великих князей Руси. «О браз средневекового короля Северной Европы как полно- 1 Древнейшие государства на территории СССР. Материалы и исследования. М., 1981. С. 161. 2 Тацит Публий Корнелий. Германия. Цит. по: Древние германцы: Сб. документов / Сост. Гра ков Б. Н., Моравский С. П., М., 1937. Гл. XIV. 3 Прибавление к Ипатьевской летописи: « В лето 6634 (1 1 2 6 )...» 4 Кн. Оболенский. Полная Соборная Грамота 1561 года. М., 1850. С. 44. 5 Там же. С. 46. 28
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz