Север и война : седьмые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, г. Мурманск - Трифонов-Печенгский монастырь - г. Заполярный, 4-6 августа 2014 года / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан, 2015. - 394, [3] с. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 7).
Северная оперативная группа. Южный фланг взвод», который должен был быть готовым к быстрому отражению дей ствий партизан и организации погони. Практически в любых условиях в по гоню за партизанами устремлялись финские контрпартизанские отряды и группы. Их целью было полное уничтожение партизан. Существовала от лаженная система оповещения и взаимодействия между гарнизонами, в за дачу которых входило непрерывное преследование партизан по нескольким направлениям постоянно сменявшими друг друга подразделениями фин ской армии и отрядами егерей. Для определения местоположения и обстре ла партизан часто использовалась авиация. Преследование могло быть пре кращено либо в случае полного уничтожения партизан, либо в случае ухода их на свою территорию. Другим ярчайшим примером эффективности финских контрпартизан ских мероприятий стала проблема пленных. За всю войну три партизанских отряда — «Полярник», «Большевик» и «Сталинец» — захватили лишь 10 пленных, при этом сами они в буквальном смысле слова потеряли 73 бой цов (пропали без вести). Как справедливо замечает Константин Гнетнев, «многие из них заблудились и погибли от истощения. Однако приходится признать и другое: многие из бесследно пропавших сами оказались в руках противника». А вот что выявила наша разведка. После сверхуспешных рейдов архан гельских партизан в район железной дороги Алакуртти — Куолоярви летом 1942 г. финское командование ввело новый порядок охраны этих дорог (ци тируется по книге К. Гнетнева «Тайны лесной войны»): «Движение соста вов по железной дороге и параллельно идущей ей шоссейной дороге с 6 ча сов утра до 21 часа. Движение одиночных машин запрещено, можно дви гаться только в составе колонны под усиленной охраной. Через каждый ки лометр установлены контрольные будки и пеший патруль с целью обнаружения повреждения полотна дороги, мостов и установления мин. На расстоянии 150-200 метров по обеим сторонам вырублен лес, с тем чтобы видны были подходы к дорогам. Ведется сигнализация о безопасности пути движения автотранспорта по дороге. Когда автоколонна подходит к посту, часовыми производится выстрел и в случае получения ответного выстрела от очередного патруля автомашина пропускается. Если ответного выстрела нет — выясняется причина. Колонна останавливается. По железнодорож ной линии патрулирование, помимо пешего, производится самолетом, ино гда обстреливается вокруг остановок железнодорожного состава в особо лесных разъездах». 297
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz