Север и война : седьмые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, г. Мурманск - Трифонов-Печенгский монастырь - г. Заполярный, 4-6 августа 2014 года / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан, 2015. - 394, [3] с. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 7).
Епископ Митрофан (Баданин) тарского ига» в истории становления Российского государства у историков существуют, прямо скажем, противоположные мнения, то положительная роль «и г а » как стимула к прирастанию Руси Крайним Севером очевидна. Это новое и активное военное продвижение новгородского владычества на Крайний Север осуществлялось объединенными отрядами княжеской дружины, новгородцев и все тем же верным союзником Новгородского кня жества — народом корела. V Корельские дружины имели строгую систему подчинения. С давних вре мен, как минимум с VII века, во главе воинских подразделений стояли изби раемые народом воеводы-атаманы, имевшие особый местный титул « в а лит». «Валит не есть личное имя — в буквальном смысле этого слова. Слово “valita” — карельское и финское и означает “избранный”, “выбранный”» . 1 Первоначально валиты не были князьями в собственном смысле слова, по скольку ни суверенностью, ни наследованием титула они не обладали. Глав ными требованиями к валиту были богатырская сила и навык в ратных делах. Валитом также мог стать и старейшина крупных северных погостов. При этом надо сказать, что в этническом составе населения этой местности могли находиться кроме корелов и иные представители аборигенов севера: емь, весь, лопь, а также славяне. «Считается, что в Саге о Хальвдане Эйстейнссоне (Halfdanar saga Eysteinssonar) имеется первое упоминание валита, властителя корелы (Кирьялаботнар) по имени Валь. Как говорится в главе «Прядь о Вале», вначале он «обитал в Думбсхаве» (Dumbshaf), «под которым понимается северо-западная часть нынешнего Баренцева моря у побережья Норвегии (Simek 1986. S. 257) » . 2В дальнейшем воин Валь подчинил себе и весь Бьяр- маланд. Интересно, что когда его родственники пришли оспаривать их пра во на владение Бьярмаландом, то «нашли его к северу от Гандвика». Таким образом, согласно с этим источником, место Бьярмаланда находилось на Кольском полуострове. Надо заметить, что в этой Саге речь идет о временах весьма давних, где мы можем обнаружить истоки понятия «валит» и проследить процесс фор мирования власти «конунгов», или «природных князей». 1 Попов А. И. Валит / / Советское финно-угроведение. Таллин, 1949. Т. 5. С. 133. 2 Исландские викингские саги о Северной Руси / Перевод и комментарии Г. В. Глазыриной. М.: Ладомир, 1996. Прим. 137. 26
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz