Север и война : седьмые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, г. Мурманск - Трифонов-Печенгский монастырь - г. Заполярный, 4-6 августа 2014 года / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан, 2015. - 394, [3] с. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 7).

О. В. Хоменко мянного Инока Терского. Маленькая, почти игрушечная деревянная часо­ венка возведена в 2003 г. на просторном, наполненном шумом прибоя бере­ гу Белого моря. Старая часовня простояла на могиле почитаемого Инока до средины XX века, затем была разрушена и недавно возродилась в новом об­ личье. Дети посещают и село Варзуга — самое древнее русское поселение на Кольской земле (возникновение относят к XIII-XIV векам), расположенное по обоим берегам одноименной реки в 25 км от устья. А река Варзуга — место, «откуда есть пошла Русская Земля» на Крайнем Севере Европы — колыбель Мурманской области. Автобус привозит детей на центральную площадь. Здесь расположен храмовый комплекс, традиционная северная «тройк а» : церковь летняя, церковь зимняя, колокольня. Летняя церковь — Успения Пресвятой Бого­ родицы — самый известный из памятников кольского деревянного зодче­ ства. Она идеально вписана в природный ландшафт побережья реки и ком­ позицию всего села, образуя с ними гармоничное целое. Вторая церковь, святителя Афанасия Великого с приделом преподобных Зосимы, Савватия и Германа, Соловецких чудотворцев (Афанасьевская цер­ ковь), 1854 г. постройки, по площади помещения существенно превосходит Успенскую. Возрожденная в 2002 г. колокольня Успенского комплекса служит своео­ бразным маяком: с одной стороны, несет духовный призыв, созывая варзу- жан на богослужения, а с другой — в прямом смысле слова указывает людям путь в полярной ночи. Познакомившись с храмовым комплексом на правом берегу, путеше­ ственники перебираются на левый, Никольский, берег Варзуги, где было еще два собора. Определила название этой стороны села церковь Святителя Николая Чудотворца с приделами пророка Божьего Илии и преподобного Сергия Радонежского, построенная в конце XIV века. Вслед за Никольской церковью в Варзуге на левом берегу реки появи­ лась церковь во имя Святых апостолов Петра и Павла. Петропавловская церковь, построенная в 1864 г., была самой певческой, «намоленной» и лю­ бимой приходом и продолжала действовать в советское время дольше дру­ гих церквей. Посетив Варзугу, дети обычно задаются вопросом: а почему в этом древ­ нем селе было столько храмов? Какова роль церкви в жизни прихожан? По­ размыслив, они вспоминают древнюю мудрость: не хлебом единым жив че­ 266

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz