Север и война : седьмые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, г. Мурманск - Трифонов-Печенгский монастырь - г. Заполярный, 4-6 августа 2014 года / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан, 2015. - 394, [3] с. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 7).
Епископ Митрофан (Баданин) динавского Запада, заниматься не хотел. Князья и конунги «справедливо» полагали, что христиа низация аборигенов Севера и приведение их в подданство станет препятствием для дальней шей жесточайшей их эксплуатации: с собратьев по вере «драть три шкуры» (в прямом и переносном смысле) будет как-то неловко. Целенаправленная работа по просвещению лопарей начнется лишь со становлением великого княжества Московского, повелением царя Васи лия III. Надо отметить эту, никогда не прекращав шуюся в дальнейшем, неизменную заботу госуда- Жертвоприношения ' биармийцев Юмале рей российских о малом северном народце. Что касается народа корелы, то даже оставаясь в основной своей массе языческим, это племя оказалось чрезвычайно актив ным помощником Новгородской Руси в ее продвижении на Крайний Север. Карелы стали тем народом, который пришел на Кольский Север вместо из гнанных оттуда биармийцев. Именно с появлением корелы на Кольском Се вере связаны первые сообщения о Лопской земле в норвежских источниках середины XIII века — исландских анналах. Корелы как подданные Новго родской Руси в это время объявились в Лопарской тундре, в той ее части, которая «считалась норвежской», и стали нападать на даныциков короля и биармийцев, отбирая собранную с лопарей дань. Начался процесс поли тических и экономических перемен на Кольском Севере. « В норвежской части тундры наступило “немирье”» . 1 IV Называя земли Лапландии «норвежской частью тундры», уважаемый историк имеет в виду Финнмарк2— территорию, протянувшуюся на запад от Кольского залива к Варяжскому заливу (Varanger fjord) и до самой север ной провинции Норвегии в то время — Галогаланда (район нынешнего Тромсе). Однако следует возразить: сам факт сбора дани с лопарей в этой 1 Шаскольский И. П. Сведения об истории Руси в X-XTV вв. в Исландских анналах / / ВИД. СПб., 1994. Т. 25. С. 231. 2 Finmarken — «финское поле». Финнами норвежцы называли лопарей. «М аркен» — та самая пустынная «м архия», упоминаемая в древней рунной грамоте о границах. 24
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz