Север и война : седьмые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, г. Мурманск - Трифонов-Печенгский монастырь - г. Заполярный, 4-6 августа 2014 года / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан, 2015. - 394, [3] с. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 7).
Н. Б. Коржова 1940 год. Летный финский отряд самовольно занимает здание главного братского монастырского корпуса в Луостари Один из этих храмов по преданию был построен еще в 1565 году самим преподобным Трифоном, второй — в 1874 году по воле Великого Князя Алексея Александровича. Все эти святыни охранялись финским государством, поддерживались в порядке, но уже не считались монастырской собственностью, а были соб ственностью государства — Финляндии. Братии монастыря была оставлена только церковь в Луостари. В Сретенском храме совершались ежедневные богослужения по право славному уставу. Здесь было все необходимое для жизни монахов: жили в братском корпусе, тут же занимались хозяйством, тут же принимали па ломников — при монастыре была гостиница. Много народу приезжало по смотреть на «экзотику» Финляндии — древний русский православный монастырь, да и мощи преподобного Трифона, покоящиеся под спудом в се ребряной раке, притягивали сюда людей разного вероисповедания и лопа рей, коренных жителей Лапландии. За 400 лет у каждого из них, можно ска зать, на генетическом уровне сформировалась потребность хотя бы один раз в жизни помолиться на могиле Трифона. Главная же монастырская святыня, храм Рождества Христова в центре провинции Петсамо, был преобразован в лютеранскую кирху. Там служили финские священники, но, надо отдать должное, они помогали братии мона стыря Трифона. Особенно Юрье Ряме. Так и жили. Государство не сильно обижало. Монахи молились, и по их молитвам Господь миловал всех людей. Но наступил год 1939. Над миром повисла очередная «мировая» война. Мирный период в жизни монастыря потихоньку подходил к концу. Я упо- 2 30
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz