Север и война : седьмые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, г. Мурманск - Трифонов-Печенгский монастырь - г. Заполярный, 4-6 августа 2014 года / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан, 2015. - 394, [3] с. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 7).
Н. Б. Коржова * * * В 1917 году в России произошла революция, разделившая историю госу дарства на « д о » и «после». После Гражданской и Первой мировой войны 14 октября 1920 года между Российской Социалистической Федеративной Советской Республи кой и Финляндской Республикой в г. Юрьеве (позже Тарту) был подписан мирный договор. Среди прочих условий этого договора были и условия пе рераспределения приграничных территорий. Один из пунктов гласил: « К Финляндии на Севере, в Заполярье, отходила вся Печенгская область (Петсамо), а также западная часть полуострова Рыбачьего, о т губы Вайда до залива Мотовского, и большая часть полуострова Среднего, по линии, про ходящей через середину его перешейков. . . » И далее: « ...российское имущество в Финляндии переходит автоматически в фин скую собственность» Древняя русская «Печенга» стала именоваться «П етсамо». (И именно в финский период появилось название «Луостари», это сло во так и переводится с финского языка — «монастырь»). Вот таким образом русский православный монастырь в Печенге оказал ся на территории Финляндии. Мало того, практически все имущество мона стыря было передано Финскому государству. Хорошо это было или плохо? Вопрос неоднозначный. Безусловно, рус ский древний монастырь должен существовать на русской земле. Но финны дали возможность монастырю элементарно выжить. Финляндия физически сохранила все монастырские строения и святыни. Послевоенные остатки церкви в Баркино. Фото 1990-х гг. 228
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz