Север и война : седьмые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, г. Мурманск - Трифонов-Печенгский монастырь - г. Заполярный, 4-6 августа 2014 года / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан, 2015. - 394, [3] с. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 7).

Н. Б. Коржова * * * В 1917 году в России произошла революция, разделившая историю госу­ дарства на « д о » и «после». После Гражданской и Первой мировой войны 14 октября 1920 года между Российской Социалистической Федеративной Советской Республи­ кой и Финляндской Республикой в г. Юрьеве (позже Тарту) был подписан мирный договор. Среди прочих условий этого договора были и условия пе­ рераспределения приграничных территорий. Один из пунктов гласил: « К Финляндии на Севере, в Заполярье, отходила вся Печенгская область (Петсамо), а также западная часть полуострова Рыбачьего, о т губы Вайда до залива Мотовского, и большая часть полуострова Среднего, по линии, про­ ходящей через середину его перешейков. . . » И далее: « ...российское имущество в Финляндии переходит автоматически в фин­ скую собственность» Древняя русская «Печенга» стала именоваться «П етсамо». (И именно в финский период появилось название «Луостари», это сло­ во так и переводится с финского языка — «монастырь»). Вот таким образом русский православный монастырь в Печенге оказал­ ся на территории Финляндии. Мало того, практически все имущество мона­ стыря было передано Финскому государству. Хорошо это было или плохо? Вопрос неоднозначный. Безусловно, рус­ ский древний монастырь должен существовать на русской земле. Но финны дали возможность монастырю элементарно выжить. Финляндия физически сохранила все монастырские строения и святыни. Послевоенные остатки церкви в Баркино. Фото 1990-х гг. 228

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz