Север и война : седьмые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, г. Мурманск - Трифонов-Печенгский монастырь - г. Заполярный, 4-6 августа 2014 года / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан, 2015. - 394, [3] с. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 7).
Н. П.Грацианова Почитались и почитаются на Руси святые северные князья Мстислав (в крещении Георгий) Храбрый, Новгородский, князь ( t 1180, память 14 июня, благоверный Василий Новгородский, князь ( t 1219, память 4 октя бря), благоверный Феодор Ярославич Новгородский, князь, брат святого Александра Невского ( t 1233, память 5 июня), благоверный великий князь Александр Невский, в схиме Алексий (+ 1263, память 30 августа, 23 ноября). Как было отмечено выше, только лишь выдающиеся военные заслуги не могут служить основанием для прославления в лике святых. К примеру, при неизменном признании исторических заслуг Александра Васильевича Суво рова как великого полководца за истекшее с его кончины время в Русской Православной Церкви не наблюдалось почитания его как подвижника пра вославного благочестия. Почитаемые Православной Церковью святые во ины прославлены, кроме своих ратных подвигов, как достойные христиане, мученики или. Русское христолюбивое воинство на практике воплощало слова Евангелия: «Н ет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 13). Апостол Павел писал об основных христиан ских добродетелях, сравнивая верующего именно с воином: «И так станьте, препоясав чресла ваши истиною, и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, ко торым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасе ния возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие» (Еф. 6, 14-17). Именно так поступало русское воинство в критические моменты истории. И именно Север — форпост Русской цивилизации и ее щит — дал такое множество святых почитаемых воинов. 224
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz