Север и война : седьмые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, г. Мурманск - Трифонов-Печенгский монастырь - г. Заполярный, 4-6 августа 2014 года / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан, 2015. - 394, [3] с. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 7).

Н. П.Грацианова Почитались и почитаются на Руси святые северные князья Мстислав (в крещении Георгий) Храбрый, Новгородский, князь ( t 1180, память 14 июня, благоверный Василий Новгородский, князь ( t 1219, память 4 октя­ бря), благоверный Феодор Ярославич Новгородский, князь, брат святого Александра Невского ( t 1233, память 5 июня), благоверный великий князь Александр Невский, в схиме Алексий (+ 1263, память 30 августа, 23 ноября). Как было отмечено выше, только лишь выдающиеся военные заслуги не могут служить основанием для прославления в лике святых. К примеру, при неизменном признании исторических заслуг Александра Васильевича Суво­ рова как великого полководца за истекшее с его кончины время в Русской Православной Церкви не наблюдалось почитания его как подвижника пра­ вославного благочестия. Почитаемые Православной Церковью святые во­ ины прославлены, кроме своих ратных подвигов, как достойные христиане, мученики или. Русское христолюбивое воинство на практике воплощало слова Евангелия: «Н ет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 13). Апостол Павел писал об основных христиан­ ских добродетелях, сравнивая верующего именно с воином: «И так станьте, препоясав чресла ваши истиною, и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, ко­ торым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасе­ ния возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие» (Еф. 6, 14-17). Именно так поступало русское воинство в критические моменты истории. И именно Север — форпост Русской цивилизации и ее щит — дал такое множество святых почитаемых воинов. 224

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz