Север и война : седьмые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, г. Мурманск - Трифонов-Печенгский монастырь - г. Заполярный, 4-6 августа 2014 года / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан, 2015. - 394, [3] с. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 7).
Н. П. Грацианова тым через исполнение воли Божьей призван каждый христианин, поэтому в течение земной жизни человек должен стремиться к святости. А из исто рии Церкви мы знаем, что какое бы общественное положение ни занимал человек, императором ли он был или простым рабом, он одинаково мог был прославлен Церковью за святость жизни. Обилие святых воинов-князей, за метим, отличает нас от греческой агиографии, где за 1000 лет истории Ви зантии канонизированы всего четыре правителя. Особенностью же северной агиографии является то, что здесь самое большое количество святых — это преподобные — монахи. Но, тем не ме нее, то обстоятельство, что Русский Север является цивилизационным фор постом, определило то, что и почитаемых святых воинов много. Особенно это касается соборов двух епархий: собора Новгородских святых и собора Псковских святых. Более того, именно на севере жила и была прославлена одна удивитель ная святая — равноапостольная княгиня Ольга, которая в иконографии изображается не только в полном княжеском облачении, но зачастую с ме чом в руке. Разумеется, северная русская святость имеет свои особенности, но она не может быть оторвана от почитания общерусских святых. Вспомним, что самые почитаемые воины Русского Севера — это первые наши святые, про славленные в чине страстотерпцев, — князья Борис и Глеб. А покровителем Русского Севера после переноса его святых мощей в Свято-Троицкую Лавру в Санкт-Петербурге стал святой благоверный князь Александр Невский. Есть города, где почитание святых воинов является основой их жизни. В первую очередь, это Псков — город святой княгини Ольги, которая осно вала главную святыню города — храм Святой Троицы. Это единственный город, где княгине Ольге поставлено два памятника. Еще два святых воина особо почитаются во Пскове. Это святой Довмонт Псковский — в крещении Тимофей, который не потерпел ни одного пора жения, и святой Гавриил Псковский выдающийся военачальник. Святой благоверный князь Довмонт (Домант) Псковский, князь Нальшанский, был родом из Литвы и сначала ревностно исповедовал язы чество. В 1265 году, спасаясь от междоусобиц литовских князей, был вынуж ден бежать из Литвы и с 300 литовскими семьями пришел во Псков. Псков ская земля стала его второй родиной. Здесь, по выражению летописца, «д о хнула на него благодать Божия», когда со всей своей свитой он принял свя- 218
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz