Север и война : седьмые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, г. Мурманск - Трифонов-Печенгский монастырь - г. Заполярный, 4-6 августа 2014 года / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан, 2015. - 394, [3] с. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 7).
Русская Православная Церковь в годы Гражданской войны упомянутых лиц ... совершенно невиновными». На этом собрании присут ствовало около 80 человек,3 и думается, что, перенеся гибель собственных близких, они не стали бы оправдывать виновных. Пока Церковь налаживала отношения с властями Северной области и обустраивала свое существование, представители советских партийных органов, которые контролировали часть Архангельской епархии и губер нии, выдвигали свои предложения по религиозному вопросу. Еще в июле 1919 г. проблемы отношения к религии и Церкви стали пред метом обсуждения на I Архангельской губернской конференции РКП (б). Общим стало мнение, что член партии не может иметь никакого отношения к религии как к пережитку старой буржуазной идеологии (И. Булатов), что даже сочувствующий партии не может быть верующим (Тимме). Предложе но было бороться с религией путем систематической пропаганды, однако, «избегая нетактичных выступлений», стараясь « в деревне не задевать ре лигиозный фанатизм, потому что он от этого усиливается». В июле того же года окружной отдел ЗАГСа Архангельского губисполкома направил в мест ные отделы директиву об обязательном изъятии у церквей метрических книг, оставлении их копий на местах и отправке подлинников в централь ный отдел ЗАГСа.4 Несмотря на то, что 1918 — начало 1920 г. — это период идейной и ор ганизационной неразберихи в политике местных органов советской власти по отношению к Церкви, уже с конца 1918 г. планировались и проводились «мероприятия», свидетельствовавшие о приближающейся трагедии Церк ви. Речь идет о вскрытии святых мощей в губернии. В ряде сборников ука зывается, что в этот период были вскрыты лишь мощи Артемия Веркольско- го (20 декабря 1918 г.), однако планы архангельских властей были значи тельно обширнее. В VIII отдел (ликвидационный) Наркомюста в январе 1920 г., незадолго до прекращения полномочий ВПСО, из отдела юстиции г. Архангельска была направлена телеграмма, в которой перечислялись святы ни Архангельской епархии: мощи Зосимы и Савватия в Соловецком мона стыре, «пользующиеся огромной популярностью и привлекающие множе ство почитателей из всех мест республики», мощи Вассиана и Ионы, Анто ния Сийского, Трифона Печенгского. Особо в телеграмме подчеркивалось, что «ликвидацию их, и особенно Соловецких, придется произвести безот 3 Национальный архив Республики Карелия (НА РК). Ф. П-14. On. 1. Д. 6/185. Л. 2; ГААО. Ф. Р-286. On. 1. Д. 513. Ал. 134-135. 4 ГААО. Отдел ДСПИ. Ф. 1. On. 1. Д. 25. Ал. 17,18; ГААО. Ф. Р-884. On. 1. Д. 2. Ал. 2, 3. 215
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz