Север и война : седьмые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, г. Мурманск - Трифонов-Печенгский монастырь - г. Заполярный, 4-6 августа 2014 года / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан, 2015. - 394, [3] с. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 7).
Ю. П. Бардилева ских красногвардейца.1В течение долгого времени роль Церкви в этой тра гедии оценивалась как антигуманная, контрреволюционная, — отмечалось, что наряду с белогвардейцами в вынесении смертного приговора участво вал и местный священник Богданов.2Однако есть, по крайней мере, несколь ко причин, чтобы не согласиться с такой трактовкой. Во-первых, канонически ни единый священник не может участвовать в вынесении приговора, обрекающего на смерть. Единственное, чем может ограничиваться его участие при вынесении смертного приговора, так это исповедью и причащением приговоренных к казни, если они выразят свое согласие на это. Во-вторых, в деле «п о поводу ареста граждан за пособниче ство врагу», хранящемся в Национальном архиве Республики Карелия, ни чего не говорится о прямом участии или присутствии священника во время расстрела. Он обвиняется в заявлении в следственную комиссию Мурман ского ревкома в том, что в момент восстания крестьян Княжой губы 30 сен тября 1918 г. по собственной инициативе выступил с речами и убедил кре стьян сложить все оружие у церкви. После этого Богданов вскинул над ко локольней белый флаг и в деревню вошел карательный отряд подполковника Судакова, а после был произведен расстрел (командир партизанского отря да Поспелов, написавший об этом, указывает 27 человек расстрелянных). Обвинить священника можно лишь в том, что он надеялся на урегулирова ние отношений мирным путем после сдачи на милость победителя. В-третьих, есть весьма интересный документ, подтверждающий невино вность священника Богданова. Это протокол № 12 общего собрания жите лей Княжой губы от 21 апреля 1920 г. На собрании рассматривался вопрос об освобождении ряда односельчан, арестованных 3 апреля 1920 г. по обви нению в эксплуатации чужого труда, сотрудничестве с белыми и союзниче скими войсками и в выступлениях против советской власти, среди которых упоминается и священник Богданов. Решение собрания явно свидетельству ет об их невиновности: «Мы находим, что вышеупомянутые граждане ... за все время пребывания белых местных и союзнических банд не выступали ни открыто, ни тайно, не замечены в пропаганде против советской власти... Если и были какие неправильные действия с их стороны, то /и х / мы объяс няем тем, что ... под угрозой уничтожения всей деревни полковником Суда ковым ... они и сделали некоторые ошибки... Мы, граждане и гражданки, пострадавшие от белых банд в лице своих мужей и сыновей, находим выше 1 Береснев Н. Партизаны Княжегубья / / Кандалакшский коммунист. 1987. 30 апреля. С. 3. 2 ГАМО. Ф. 906. On. 1. Д. 277. Л. 21-23. 214
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz