Север и война : седьмые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, г. Мурманск - Трифонов-Печенгский монастырь - г. Заполярный, 4-6 августа 2014 года / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан, 2015. - 394, [3] с. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 7).
Ю. П. Бардилева Однако текст протеста, врученного 16 апреля 1919 г. Союзом духовен ства и мирян председателю Временного Правительства Северной области Зубову через делегацию в составе И. Попова, Д. С. Соколова и К. А. Матфе- ева1, заставляет нас усомниться в такой оценке. Протест был вызван полити кой большевиков в отношении Церкви на территориях Архангельской гу бернии, где они установили свою власть: «Правительство народных комис саров не только запечатывает храмы, но и обращает их в чайные, казармы и даже кинематографы... Духовенство подвергается пыткам и мучениям».2 В протесте были указаны некоторые священники, пострадавшие на тер ритории Архангельской губернии (все они были замучены и убиты): « В Пи- нежском крае священник Михаил Шангин убит, тело его разрублено на ку ски. В Печорском крае протоиерей Аифал Суровцев был многодневно бит, а затем расстрелян и тело его сброшено в реку. Там же священника Иосифа Распутина, 60-летнего старца, привязали к телеграфному столбу и убили залпом, а тело оставили грызть собакам, угрожая смертью всем, кто вздумал бы хоронить его. Подобным же варварским способом убит протоиерей Шенкурского женского монастыря Николай Попов. Псаломщика Селецко- го прихода Афанасия Смирнова расстреливали за совершение панихиды над умершим союзником — французом, и когда он, раненный, имел силы бежать, был пойман, снова поставлен над собственноручно вырытою моги лой и убит. Жизнь за монастырскими стенами и удаление от мирских дел не предо храняют от насилий гонителей. Жестоким образом убиты настоятель и на сельники Кожеозерского монастыря, оказывавшего широкую помощь окрестной бедноте; а монастырь разграблен... » 3 Подобного рода обращение, на наш взгляд, является не попыткой клеве тать на советскую власть, а стремлением прекратить кровопролитие и гоне ния на веру. Отчаявшись справиться со сложной ситуацией собственными силами, Церковь стала искать поддержку за рубежом в лице христианского духовенства. Речь, прежде всего, ведется о налаживании контактов с архи епископом Кентерберийским. Помимо религиозной помощи Церковь была 1 Блинов Н. Попы и интервенция на Севере. Архангельск: Севкрайгиз, 1930. С. 11. 2 Валентинов А. Черная книга. «Ш турм небес» / / Волга. 1991. № 5. С. 117. 3 Иеродиакон Феофил (Волик). Явление Божией Матери в Архангельске: благословение на мученический подвиг / / Архангельская и Холмогорская епархия. Официальный сайт.: http://www.arh- eparhia.ru/publications/?ELEMENT_ID=32016 (дата обращения: 10.09.2014). 212
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz