Север и война : седьмые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, г. Мурманск - Трифонов-Печенгский монастырь - г. Заполярный, 4-6 августа 2014 года / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан, 2015. - 394, [3] с. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 7).
Русская Православная Церковь в годы Гражданской войны написал рапорт в Архангельскую Духовную консисторию следующего со держания: «Глубоко подумав и исследовав свою сравнительно недолгую мо нашескую жизнь, я пришел к заключению, что по своей слабости и безво лию я не способен к монашеству, а не желая обманывать людей и лицеме рить, решил снять сан и монашество перейти в первобытное состояние... Никаких увещеваний выслушивать не желаю и считаю излишним». Свя щенник Павел Иванович Васильев из Кандалакшского прихода высказал в своем рапорте в ноябре 1918 г. сходные мысли: «Я человек слишком сла бый, маловерный и неспособный, как показала моя четырехгодинная служ ба в сем сане, для того чтобы считаться пастырем... Решение мое снять сан бесповоротно, а посему могущие быть увещевания и вразумления — бесполезны».1 Отношения Церкви и Временного Правительства Северной области но сили двусторонний характер. Однако это вовсе не означало стремления ду ховенства к активной политической деятельности. Скорее можно говорить о попытках Церкви оказать новой власти моральную поддержку. Так, на пример, повсеместно устраивались торжественные богослужения, пропове ди и молебны о даровании победы «христолюбивому воинству», Церковь и ВПСО совместно выступали за ограничение публичных зрелищ и увесе лений в период Великого поста.2 0 стремлении Церкви отмежеваться от политических дел красноречиво свидетельствует обращение протоиерея Иоанна Лелюхина, в котором он отмечает, что когда Церковь «вступает в согласие с партиями, она то терпит поражение, то поддерживается людьми, делающими из нее пугало или знамя известного строя, и мимолетная сила, придаваемая религии союзом с пар тиями, с лихвой возмещается потерею истинного ее авторитета».3 Описывая деятельность Церкви в Северной области, ряд советских ав торов давал ей одностороннюю оценку, включая попытки выхода на между народную арену. В частности, В. А. Зайцев указывает, что стремление обра титься к мирной конференции в Версале сопровождалось клеветой на со ветскую власть, партию большевиков и политику Советского государства в области государственно-церковных отношений.4 1 2ГААО. Ф. 29. On. 1. Т. 2. Д. 1365. Л. 1; ГААО. Ф. 29. On. 1. Д. 1369. Лл. 1-1об. 2 3Отечество. 1919. 11 января. С. 1; Отечество. 1919. 14 января. С. 1; Отечество. 1919. 1 марта. С. 2; Отечество. 1919. 6 марта. С. 2. 3 Протоиерей Иоанн Лелюхин. Отношение Церкви к государству (анализ работы реформатор ского проповедника фр. Берсье) / / Отечество. 1919. 16 июля. С. 1. 4 Зайцев В. А. Указ. соч. С. 127. 211
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz