Север и война : седьмые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, г. Мурманск - Трифонов-Печенгский монастырь - г. Заполярный, 4-6 августа 2014 года / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан, 2015. - 394, [3] с. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 7).
Север и война. Раннее Средневековье лигиозных понятий с новыми объектами верова ний. Есть предположение, что само слово «волхв» происходит от слова «волф в», или «олф в», названия части священной касты жре цов Норвегии, «производившей род свой от бо гов — алфвов, или олфвов (alfve)».1 При этом, вне всяких сомнений, изменялись и сами переселенцы, впитывая дух и традиции этих благодатных мест. Необходимо признать, что уровень социального, культурного и эконо мического развития народов, на земли которых были приглашены норманнские князья со свои ми дружинами, был много выше, нежели у при шельцев. «Славяне, имевшие два великих торговых города, Новгород и Киев, известные уже в Азии своим богатством, находились, без сомнения, на гораздо высшей степени гражданской образованности, чем хищные вои ны Скандинавии, которые не знали другой торговли, кроме продажи награ бленной добычи, ни другой промышленности, кроме беспрерывной войны как в сей жизни, так и в будущей».2 Это был очень важный процесс взаимного обогащения культур и вос приятия лучшего, что имели все те народы, смешение которых дало уникаль ную цивилизацию Русского мира. Суровые и мужественные скандинавские традиции хорошо известны в мировой истории. Вспомним, например, вызывающий уважение обычай «отдавать своих детей на воспитание в чужую семью. Богатые, в том числе и конунги, приискивали для своих детей более бедных воспитателей, чтобы дети росли в скромной обстановке и привыкали к суровым условиям жизни».3Пли пример очевидного благородства законов воинского поедин ка, когда перед схваткой викинги договаривались, как надлежит уравнять силы обеих сторон. Так, например, в известном исландском эпосе «С ага об Орваре-Одде» герой Гиальмар при встрече с противником Оддом имеет пятнадцать кораблей, тогда как у Одда их всего пять. Гиальмар обещает вступить в схватку только на пяти кораблях. Русский народ очень быстро оживился воинственным духом героев 1 Сенковский О. И. Скандинавские саги / / Библиотека для чтения. СПб., 1834. № 1, Ч. III. С. 2. 2 Там же. С. 4. 3 Weinhold К. Altnordisches Leben. Berlin, 1856. P. 285. 19 [ Жертва Тору
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz