Север и война : седьмые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, г. Мурманск - Трифонов-Печенгский монастырь - г. Заполярный, 4-6 августа 2014 года / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан, 2015. - 394, [3] с. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 7).
Ю. П. Бардилева вполне реалистичным прогнозом — вспомним хотя бы о том, как впослед ствии проводилась массовая антирелигиозная работа в 1920-е-1930-е гг. 6 и 13 февраля (по старому стилю) 1918 г. прошли собрания священнос лужителей и верующих всех приходов г. Архангельска. Они требовали уста новления действительной свободы вероисповеданий, призывали население встать на защиту народных святынь и достояния верующих, сплотиться во круг храмов против расхитителей церковно-приходского имущества, оста вить в школах преподавание Закона Божия, не признавая выпущенный со ветской властью декрет как выражающий взгляды ничтожного меньшин ства, а потому неправомерно изданный от имени народа.1 В начале марта 1918 г. в Мурманске высадились десанты английских, французских и американских интервентов. С этого момента и вплоть до конца февраля 1920 г. распространение действия «церковной» политики советской власти на Кольском полуострове прекратилось. Ко времени при хода интервентов в области государственно-церковных отношений на Коль ской земле было сделано немногое: ликвидированы священники на флоте и в армии, большинство из которых, как, например, протоиерей Павел Во ронов, нашли себе место в разных приходах края и впоследствии были за коноучителями при школах и училищах.2 Однако вплоть до высадки войск интервентов в Архангельске 2 августа 1918 г. на Кольском Севере продолжали действовать некоторые установле ния прежней власти: с апреля 1918 г. все церковно-приходские школы Алек сандровского уезда были переданы в ведение Народного Комиссариата Просвещения и финансировались из его кредита,3финансирование священ ников и приходов продолжалось за счет сил только самих верующих, что подтверждал в мае 1918 г. Александровский уездный Совдеп в письме на имя благочинного протоиерея Василия Мартынова.4 Одним из наиболее обсуждаемых вопросов в Архангельской губернии в свя зи с принятием декрета «о б отделении церкви от государства и школы от церк ви» был вопрос о преподавании Закона Божия в школах. Пожелавший остать ся неизвестным автор статьи в газете «Красный набат» так объясняет при чины прекращения преподавания Закона Божия в школах: во-первых, по тому что догматические вещи непонятны детям, не могут быть ими усвоены 1 Архангельские епархиальные ведомости. 1918. № 1 (15 (28) января). С. 5-7; Архангельские епархиальные ведомости. 1918. № 4 (2 (15) марта). С. 1, 2. 2 ГАМО. Ф. И-17. On. 1. Д. 330. Л. 16 об. 3 ГАМО. Ф. Р-478. Оп. 1 .Д .5 .Л .6 . 4 ГАМО. Ф. И-16. On. 1. Д. 236. Л. 18. 204
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz