Север и война : седьмые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, г. Мурманск - Трифонов-Печенгский монастырь - г. Заполярный, 4-6 августа 2014 года / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан, 2015. - 394, [3] с. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 7).

Епископ Митрофан (Баданин) образования. При этом, конечно же, многое оставалось славянским, но мно­ гое воспринималось и от Скандинавии — как в образе мыслей, так и в нра­ вах и жизненных устремлениях. Вспомним, как немедленно по завоевании Киева Дир и Аскольд пред­ приняли на своих лодиях набег на Константинополь, по еще незнакомому им морю. Очевидно, что варяги, пришедшие с Рюриком, по ремеслу своему были мореплаватели и принадлежали к сословию Scekonungar, или морских князей (конунгов). При этом, как замечают историки, образ жизни местных славянских народов носил сугубо земледельческий характер и «славянские представления о море не имели законченного вида».1 Это сословие грозных мореплавателей, оказавшееся переброшенным с суровых берегов северных морей во внутренние районы земледельческих славяно-финских племен, непременно должно было серьезно потрясти и преобразовать прежние устои жизни обитавших здесь народов. Именно от них пришли в славянскую фольклорную среду морские образы «колдов­ ского лукоморья», «острова Буяна», «рыбы-кита» и т. п. Вскоре жители северных городов, знаменитые новгородские ушкуй­ ники,2повольники, холопы-сбои в полной мере восприняли этот дух лихих морских походов, суть варяжских жизненных устремлений, равным обра­ зом унаследовав и варяжско-норманнские методы взаимоотношений с со­ седними народами. Позже, когда придет время и россияне сами станут осваивать суровые северные берега, здесь, среди скал Северного Ледовитого океана, сформи­ руется то удивительное братство мореплавателей-поморов, для которых ежедневная смертельная опасность будет восприниматься как норма жизни. Здесь, на северных берегах Святой Руси, появится особая генерация право­ славных христиан, которые хорошо усвоят новый метод стяжания чистой и искренней молитвы, при котором в полной мере полагаешься на волю Бо ­ жью, не скрывая факта ясного понимания того, что «человеку на море страшно, ибо он пред морем, как пред Самим Господом». Именно здесь бу­ дет заложена основа будущей России как великой морской державы. Варяги привезли с собою на новые земли свои нравы, обычаи, понятия и принципы правления. Очевидно, имело место и взаимопроникновение ре­ 1 История религий в России. Учебник. РАГС. М., 2004. С. 15. 2 Ушкуй — русское парусно-гребное судно XI-XV вв. Такие суда изготавливались в двух вариан­ тах: для сплава по реке и для моря. Длина — 12-14 метров, ширина 2,5 метра. Вместимость до 30 человек. Б морском варианте использовался косой парус. 18

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz