Север и война : седьмые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, г. Мурманск - Трифонов-Печенгский монастырь - г. Заполярный, 4-6 августа 2014 года / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан, 2015. - 394, [3] с. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 7).
Епископ Митрофан (Баданин) Нормандское завоевание Англии в 1066 г. Рисунок с гобелена из Байе физические возможности. Тесная связь с силами тьмы, достигаемая крова выми магическими ритуалами, приводила к тому, что многие из этих скан динавских дружинников являли собой совершенно особые существа — «воинов-зверей». Призывая себе в покровители известного бога Одина, хозяина верхнего царства мертвых, эти воины проходили через некий маги ческий обряд инициации, рождаясь в новом внутреннем зверином обличии. При этом они, еще пребывая на земле, умерщвляли свою душу и «приписы вали» ее к воинству «царства мертвых» под началом Одина, получая вза мен страшную силу зверя. Так, например, знаменитые берсерки, что значит «воплотившиеся в мед ведя», «бросались в бой без кольчуги, в ярости, как бешеные собаки или волки, кусали свои щиты и были сильными, как медведи или быки. Они без жалостно убивали людей, и ни огонь, ни железо не причиняли им вр ед а » .1 В известной исландской саге об Орваре-Одде повествуется о схватке героя с берсерками и говорится, что при виде этихчеловеко-зверей на Одда и его друга Гиальмара нападает несвойственный викингам страх. Героям удается победить врагов лишь потому, что к моменту боя бешенство берсерков от ступает от них. Среди других подобных воинских кланов «посвященных» в преданиях упоминаются эйнхерии, хьдинги, гарии, ульфхедхины и прочие. Таким обра зом, мы видим, что практика сознательного введения себя посредством ма гических приемов в состояние одержимости или, проще говоря, в беснова ние, была весьма распространена и свидетельствует о крепких северных традициях беззаконных союзов людей с нечистыми духами — бесами. При этом цель жизни таких викингов-берсерков состояла в непрерыв ном грабеже и насилии с целью завладеть как можно большим количеством золота. Можно сказать, что именно золото имело над их душами полную власть. Наиболее удачливые и сильные викинги, собрав достаточное количе ство золота, жить больше не хотели и вместе со своим богатством добро 1 Snorri Sturluson. Heimskringla. Reykjavik, S. 6. Цит. По: Селицкий А. И. Воданические короли / / Скандинавские чтения. СПб., 2002. С. 49. 16
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz