Север и война : седьмые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, г. Мурманск - Трифонов-Печенгский монастырь - г. Заполярный, 4-6 августа 2014 года / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан, 2015. - 394, [3] с. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 7).

Север и война. Раннее Средневековье Драккар — Осебергский корабль 820 г. постройки Драккары викингов (до аорты. — Е. М.). Извлекши из него всю кровь, норманны, прославляя бога Тора, омываются этой кровью. Испытывая прилив сил и радость, они с боевым кличем бегут к приготовленным для дальнего похода драккарам. Надо торопиться и поднимать паруса — ветер нужного направления уже дует и скоро наберет большую силу... » ’ Правда, случалось, что духи гнева­ лись за те или иные проступки путешественников, и тогда человеческие жертвы требовались вновь: «Пришлось бросить жребий. С каждого кораб­ ля было пожертвовано по одному человеку. Тогда только вновь подул попут­ ный ветер».2 С приходом христианства и завершением эпохи кровавых походов се­ верных мореплавателей эти языческие традиции в полной мере сохранились и активно практиковались у других аборигенов Крайнего Севера Европы — у саамов (лопарей) и у биармийцев (чуди, или народа вису). Управление по­ годой посредством магических приемов и даже активная торговля ветрами нужного направления в дальнейшем стала одной из реальных статей дохода лопарского племени. Справедливости ради надо заметить, что у лопарей тесный контакт с «духами-помощниками» надежно поддерживался и без упомянутых зверств и человеческих жертвоприношений. В магической духовности викингов доминировали военные цели, и по­ тому главной задачей было то, чтобы воин обрел в бою сверхъестественные 1 Dudone Sancti Quintini decano. De moribus et actis primorum Normannia ducum auctore ed. Jules Lair, 1865. Ch. 2. P. 129-130. 2 Тиандер К. Ф. Экспедиция короля Горма. Поездки скандинавов в Белое море. СПб., 1906. С. 344. 15

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz