Север и война : седьмые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, г. Мурманск - Трифонов-Печенгский монастырь - г. Заполярный, 4-6 августа 2014 года / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан, 2015. - 394, [3] с. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 7).
А. Б. Григорьев императрицы: «Первое и самое преважнейшее дело есть Божие и чудо Его есть умирение и свобождение от гонения церкви нашея православный, ко торая до благополучнаго на Родительский престол Ея Императорскаго Ве личества вступления в великом бедствии и утеснении пребывала. Ибо по пущением Божиим за грехи наша предана была в неволю бессовестных че ловеков, под которых несносным игом, о коль несказанное тиранство, не стерпимая мучительства и гонения, от соседних же и иностранных народов, посмеяния и ругательства претерпевала, изрещи того невозможно. Воспо- мянем токмо себе, в каких она в то время плачех и утеснениях обреталась, когда видела явственно собственных сынов своих, наших возлюбленных братий < ... > одних от себе отторгненных, других повреждением и ядом за блуждений еретических убиенных и отравленных (из которых многия еще и доныне тем же ядом напоенные душут и грызут утробу матере своя Церк- ве святыя), иных мучительски под другими видами за веру казненных, про чих же проповедовать и писать о вере нашей православней под лишением живота запрещенных. < ...> Икону Христову и Его Пречистыя Матере и прочиих святых Божиих публично безчестили и жития оных за басни и сонныя мечтания вменяли и ругались. Сынов же ея благочестно оныя по читающих неверными идолопоклонниками и суеверцами называли. Пост святый Великий с начала Христианства по образу Христа Господа < ...> принятый < ... > и вселенскими соборами утвержденный, вымыслами попо вскими, фарисейским лицемерием злословили < . .. > весь обще чин духов ный, равно с простым народом вменяли и почитали, ни единаго в нем посвя щения и характеру пастырскаго не признавали, и для того сами собою па стырей и священников без суда правильнаго низлагали, предающе оных на узы и темницы, на преисподняя заключения и безвестныя ссылки. < ... > лю тость оная бросилась было зверски и на убожество монашеское на лица Богу посвященная < ... > мняше неразсудно, что в тых убогих келиях вели- кия сыщут сокровища и богатства, того ради одних под претекстом < ... > тайнаго делу безчеловечно мучили, других на ругательство и презрение веры нашея разстригали и в солдаты отдавали, третиих в < ... > безлюдныя ссылки на край света посылали, а новых на их места принимать и постригать накрепко запрещали и таким образом монастыри и места святыя везде опу стошили, молитвы и жертвы Богу приносимыя упразднили».1 Там же. Л. 3-4об. 166
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz