Север и война : седьмые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, г. Мурманск - Трифонов-Печенгский монастырь - г. Заполярный, 4-6 августа 2014 года / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан, 2015. - 394, [3] с. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 7).

А. Б. Григорьев спросонья, не подумав. С другой стороны, Швеция представляла собою сильнейшего геополитического противника, проводившего последователь­ ную агрессивную политику на Востоке и в Восточной Европе. Победа над превосходящим во всех отношениях противником Феофаном усвояется, ко­ нечно, милости Божией, но самое главное выражение этой милости было в даровании России такого монарха, как Петр. Петру и только ему одному принадлежит честь и заслуга столь славных побед. Между тем Российская держава оказывается настолько слепа и неблагодарна, что с самых малых лет богоданного императора окружают ложь, предательство и угрозы убийства. Прокопович последовательно рассказывает нам историю царевны Софьи, представляет дело царевича Алексия, предательство Мазепы. Петр предста­ ет в проповеди одиноким гением, противостоящим всем, понесшим все виды предательства: «было уже на него восстание, и Каиново на брата, и Авесоломово на родителя, и Исмаилово на свободнаго, и Симеево на госу­ даря, и Иудино на Христа Господня». Как легко заметить, Прокопович идет значительно далее в сравнении, чем Феофилакт, уподобляя Петра Авелю, царю Давиду, да и самому Христу. Уподобление Христу носит довольно последовательный характер, но «п р о ­ славление, не по равенству, не по подобию, Христово». Весьма трудно по­ нять, что этой фразой хочет сказать Феофан, если не предположить, что в лице Петра он прославляет величайшего монарха мироздания, подобного Царю царей. Итоги войны, по мысли Прокоповича, показывают, что война была не­ обходима России как для упрочения ее положения среди европейских стран, так и для упорядочения ее внутренней политики. Нет никаких сомнений, что здесь Феофан повторяет мысли самого Петра. Мир — не повод к успо­ коению. На волне военного успеха Прокопович призывает Петра продол­ жить реформы внутри государства. Интересно, что Феофан является про­ тивником милостей простому народу, считая, что «изобилие» наступит не по милости монарха, а когда «переведется множество тунеядцов, искоре­ нятся татьбы и разбои, и искусство Економическое заведется».1Невозмож­ но не признать мудрости новгородского архиерея, предпочитавшего едино­ разовому благодеянию, ради празднования победы, последовательное об­ легчение участи народа через борьбу с расхитителями, установление проч­ ной экономики и повышение уровня образования. Но сам же Феофан рисует тяжелую картину противостояния Петру со стороны русского общества. 1 Там же Л. 12. 164

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz