Север и война : седьмые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, г. Мурманск - Трифонов-Печенгский монастырь - г. Заполярный, 4-6 августа 2014 года / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан, 2015. - 394, [3] с. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 7).
А. Б. Григорьев спросонья, не подумав. С другой стороны, Швеция представляла собою сильнейшего геополитического противника, проводившего последователь ную агрессивную политику на Востоке и в Восточной Европе. Победа над превосходящим во всех отношениях противником Феофаном усвояется, ко нечно, милости Божией, но самое главное выражение этой милости было в даровании России такого монарха, как Петр. Петру и только ему одному принадлежит честь и заслуга столь славных побед. Между тем Российская держава оказывается настолько слепа и неблагодарна, что с самых малых лет богоданного императора окружают ложь, предательство и угрозы убийства. Прокопович последовательно рассказывает нам историю царевны Софьи, представляет дело царевича Алексия, предательство Мазепы. Петр предста ет в проповеди одиноким гением, противостоящим всем, понесшим все виды предательства: «было уже на него восстание, и Каиново на брата, и Авесоломово на родителя, и Исмаилово на свободнаго, и Симеево на госу даря, и Иудино на Христа Господня». Как легко заметить, Прокопович идет значительно далее в сравнении, чем Феофилакт, уподобляя Петра Авелю, царю Давиду, да и самому Христу. Уподобление Христу носит довольно последовательный характер, но «п р о славление, не по равенству, не по подобию, Христово». Весьма трудно по нять, что этой фразой хочет сказать Феофан, если не предположить, что в лице Петра он прославляет величайшего монарха мироздания, подобного Царю царей. Итоги войны, по мысли Прокоповича, показывают, что война была не обходима России как для упрочения ее положения среди европейских стран, так и для упорядочения ее внутренней политики. Нет никаких сомнений, что здесь Феофан повторяет мысли самого Петра. Мир — не повод к успо коению. На волне военного успеха Прокопович призывает Петра продол жить реформы внутри государства. Интересно, что Феофан является про тивником милостей простому народу, считая, что «изобилие» наступит не по милости монарха, а когда «переведется множество тунеядцов, искоре нятся татьбы и разбои, и искусство Економическое заведется».1Невозмож но не признать мудрости новгородского архиерея, предпочитавшего едино разовому благодеянию, ради празднования победы, последовательное об легчение участи народа через борьбу с расхитителями, установление проч ной экономики и повышение уровня образования. Но сам же Феофан рисует тяжелую картину противостояния Петру со стороны русского общества. 1 Там же Л. 12. 164
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz