Север и война : седьмые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, г. Мурманск - Трифонов-Печенгский монастырь - г. Заполярный, 4-6 августа 2014 года / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан, 2015. - 394, [3] с. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 7).

Викторийная проповедь русских архиереев в период Северной войны мыя войны соверши, каковыя и без войны совершити было бы вечныя похва­ лы и славы достойно».1Подобно тому, как страннолюбивый Авраам за свое гостеприимство удостаивается явления ангелов и праотеческого именова­ ния, так и Петр — миротворец — достоин носить звание Отца Отечества. «Здравствуй вечно, с вечным миром, государь наш царь ПЕТР Великий, Отец Отечества, Всероссийский император, на многия лета, аминь»2— ра­ достно завершает свою проповедь архимандрит Феофилакт. Совершенно другую картину рисует перед нами Феофан (Прокопович) в своем слове,3сказанном 28 дней спустя. Если проповедь Лопатинского ис­ полнена радостного чаяния мирного жития, то проповедь Феофана — исто­ рический экскурс, цель которого — сформировать политическую програм­ му для дальнейшего развития государства. И эта программа носит отнюдь не мирный характер. Если Петр Первый предстает в проповеди как истин­ ный родитель всех побед и достижений Северной войны, то все окружение царя, как ближнее — родня, так и дальнее — вельможи, духовенство, да и весь народ — лукавые и страшные предатели, всеми силами стремившиеся истребить державнейшего Отца. Прокопович не считает Россию просто жертвой иноземной агрессии, для него действует неизменное для политики право сильного: «ненавистник чей, сильный и яростный, и добре воору­ женный, и всякия к одолению удобствия имущий, напал на нелюбимаго себе человека, нечающаго и неоружнаго и спящаго».4Более того, для Прокопо­ вича война — не трагедия народа и государства, но в данном конкретном случае — причина, побудившая страну к развитию. Всячески возвысив, «п о ­ добно спартанам», шведское воинское искусство, архиепископу Феофану о довоенной, допетровской России и «говорить стыдно». Среди проповедников, после Яворского и Бужинского, вошло в обыкно­ вение сравнивать Северную компанию с деяниями святого Александра Нев­ ского и даже празднование Ништадского мира установлено было в день па­ мяти святого князя, но пафос древних побед Прокопович требует оставить: «А где речь о войне шведской: молчите пожалуйте». Россия вступает в вой­ ну с войском необученным. Само существование стрелецкого войска было «подобно гангрене». Объявление войны Россией Шведской короне Про­ копович считает поступком как минимум опрометчивым, сделанным как бы Там же. Л. 7об. Там же. Л. 9 об. Феофан (Прокопович). Слово о мире со Швецией. СПб., 1723. Там же. Л. 5-5об. 163

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz