Север и война : седьмые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, г. Мурманск - Трифонов-Печенгский монастырь - г. Заполярный, 4-6 августа 2014 года / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан, 2015. - 394, [3] с. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 7).
Викторийная проповедь русских архиереев в период Северной войны мыя войны соверши, каковыя и без войны совершити было бы вечныя похва лы и славы достойно».1Подобно тому, как страннолюбивый Авраам за свое гостеприимство удостаивается явления ангелов и праотеческого именова ния, так и Петр — миротворец — достоин носить звание Отца Отечества. «Здравствуй вечно, с вечным миром, государь наш царь ПЕТР Великий, Отец Отечества, Всероссийский император, на многия лета, аминь»2— ра достно завершает свою проповедь архимандрит Феофилакт. Совершенно другую картину рисует перед нами Феофан (Прокопович) в своем слове,3сказанном 28 дней спустя. Если проповедь Лопатинского ис полнена радостного чаяния мирного жития, то проповедь Феофана — исто рический экскурс, цель которого — сформировать политическую програм му для дальнейшего развития государства. И эта программа носит отнюдь не мирный характер. Если Петр Первый предстает в проповеди как истин ный родитель всех побед и достижений Северной войны, то все окружение царя, как ближнее — родня, так и дальнее — вельможи, духовенство, да и весь народ — лукавые и страшные предатели, всеми силами стремившиеся истребить державнейшего Отца. Прокопович не считает Россию просто жертвой иноземной агрессии, для него действует неизменное для политики право сильного: «ненавистник чей, сильный и яростный, и добре воору женный, и всякия к одолению удобствия имущий, напал на нелюбимаго себе человека, нечающаго и неоружнаго и спящаго».4Более того, для Прокопо вича война — не трагедия народа и государства, но в данном конкретном случае — причина, побудившая страну к развитию. Всячески возвысив, «п о добно спартанам», шведское воинское искусство, архиепископу Феофану о довоенной, допетровской России и «говорить стыдно». Среди проповедников, после Яворского и Бужинского, вошло в обыкно вение сравнивать Северную компанию с деяниями святого Александра Нев ского и даже празднование Ништадского мира установлено было в день па мяти святого князя, но пафос древних побед Прокопович требует оставить: «А где речь о войне шведской: молчите пожалуйте». Россия вступает в вой ну с войском необученным. Само существование стрелецкого войска было «подобно гангрене». Объявление войны Россией Шведской короне Про копович считает поступком как минимум опрометчивым, сделанным как бы Там же. Л. 7об. Там же. Л. 9 об. Феофан (Прокопович). Слово о мире со Швецией. СПб., 1723. Там же. Л. 5-5об. 163
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz