Север и война : седьмые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, г. Мурманск - Трифонов-Печенгский монастырь - г. Заполярный, 4-6 августа 2014 года / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан, 2015. - 394, [3] с. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 7).
Викторийная проповедь русских архиереев в период Северной войны о брачном пире1 как пример справедливого насилия. В итоге богословие Бужинского о справедливой войне заключается выводом о справедливом Суде Божием, предающем Швецию как неправедного агрессора во власть России, ведущей не захватническую, а справедливую войну. Долгожданное наступление мира, подписанного в Ништадте, вызвало в России всеобщее ликование. Закончена была война, в которой поначалу не было надежды победить, благодаря которой был создан Российский флот и обеспечен выход России к мировым торговым путям, возвращены утерян ные в прошлом исконно русские территории. Закончилась война, вызвавшая разорение государства, известные репрессии по отношению к Церкви и де мографический кризис вследствие утраты пятой части мужского населения. Тем не менее, ликование было всеобщим. Митрополит Стефан в нем уже не участвовал. Во всяком случае, «Слова о Ништадском мире» авторства Явор ского мы не имеем. В торжествах по случаю установления мира приняли уча стие два других великих проповедника — Феофилакт (Лопатинский) и Фео фан (Прокопович), на тот момент непримиримые противники. Сравнение их проповедей дает нам ясную картину, как два архиерея представляли себе войну и тот мир, который должен был последовать по ее окончании. Первым с торжественным словом выступил архиепископ Феофилакт (Лопатинский). Его проповедь наполнена радостью о наступившем мире: «О сем на прославление Бога, отъемлющаго брани и подающаго мир чело веком, нам же на пользу и радость душевную. Да вопрошают любопытнии: которое время и лето есть щастливое кому? Да ищут его в звездах суеслов- нии астрологи, буесловнии язычестии волсви, и жерцы в птицах, во утробах животных всяких, в водах, огне, воздусе и земли, суеверцы забобонные во всяких случаях. Аз утверждаю сие быти благополучнейшее время и лето, в котором благословил Бог люди своя миром, и сим всеполезнейшим, и не на едино, но на множайшая безконечная лета».2 Воинственная риторика Бужинского в изложении Лопатинского окра шена в более спокойные и миролюбивые тона: «Мир во всех благ потребных в житии сем человеку ходатай есть, и сам собою приятнейший есть, паче всех желаемых и честных вещей в мире сем. Ради мира и праведная война честна есть, а не сама собою, понеже мир рождает по победах, похищенное и непра ведно удержанное от неприятеля возвращает своему владыце и от неприяте ля, не любящаго правды и мира, защищает. Инако война сама собою не имела 1 См.: Мф. 22, 1-14. 2 Феофилакт (Лопатинский). Слово о богодарованном мире. М., 1722. Л. 2об. 161
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz