Север и война : седьмые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, г. Мурманск - Трифонов-Печенгский монастырь - г. Заполярный, 4-6 августа 2014 года / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан, 2015. - 394, [3] с. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 7).
А. Б. Григорьев Кто же эти «развратники и развратители»? Бужинский показывает себя богословом школы именно Яворского, а не Прокоповича, последова тельно полемизируя со всеми религиозными тече ниями, преимущественно протестантского толка, известными ему противниками идеи праведной войны. К таким автор относит манихеев, которые: «егда двоих творцев быти учаху, единаго благаго < ... > другаго же злаго, от котораго всякия вещи злыя сотворенны, тогда в сицевое безумие прои зошли, яко от некиих тварех глаголати дерзаху, аки бы оныя по естеству своему злыя суть < ... > аки бы брань яко некое злое создание по естеству ея неподобало творити < ... > Сие безбожное мнение сокрушает Августин, противо Фавста манихейския ереси земнаго поборника:1что, рече, хулиши во брани? Сие ли яко мнозию умирают когда-либо имущии умрети, да господствуют и жительствуют в мире, имущии жити: сие обвиняти зайцев есть боязливых, а не мужей бла гочестивых. Вторыи таковаго же безумия подражатели обретаются именуе- мии анабаптисты2 < ...> понеже всем вам европския чуждыя страны про- шедшимю. Мню, сии еретицы известны суть < ... > яко не токмо христианом брань творити не лет глаголют, но и все начальство гражданское, всю власть и магистрат политический отмещут, и право меча, недостойное быти хри стианской власти, во еже казнити законопреступников дожно полагают, в Новом Завете брань творити, или кровь виноватых пролияти возбраняют < ... > воистину сии химеры. .. 3 По сих еще новейшия суть вейгелианы,4их же Англия и Голландия полна есть, их же начальник Вейгелий в постилле5 своей положил, яко < ... > ниже оборонительную брань начинати < ... > ни единаго преступника главою каз- 1 Имеется в виду сочинение блаженного Августина «П роти в Фавста» (Contra Faustum manichaeum). 2 Имеются в виду голландские анабаптсты-меннониты, принявшие идеи пацифизма от Симмонса и Марпека. 3 Гавриил (Бужинский), обер-иеромонах. Слово о победе, полученной у Ангута... Л. 2об-3. 4 Здесь Бужинский ошибается. Вейгель и вейгелиане, составлявшие мистическое учение о внутреннем свете как источнике мудрости, действовали в основном в Саксонии, в середине XVII века были запрещены и разгромлены и вряд ли могли наводнить своими последователями Англию и Голландию. О пацифизме вейгелиан Бужинскому могло быть известно из трудов Вейгеля, которые начали публиковаться в 1609 г. 5 Церковной проповеди (латинизм). Менно Симонс, основатель движения меннонитов 158
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz