Север и война : седьмые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, г. Мурманск - Трифонов-Печенгский монастырь - г. Заполярный, 4-6 августа 2014 года / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан, 2015. - 394, [3] с. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 7).

Епископ Митрофан (Баданин) ние готы в начале I в. по P. X., «отчалив от этого острова, как рой пчел рину­ лись на берега материковой Европы».1 Скандинавское язычество являло собой неодолимую и страшную силу. «Сыны погибели» (2 Фес. 2 ,3 ) — именно таким евангельским эпитетом на­ градили жители южных областей Европы жутких представителей сканди­ навского севера, безжалостных воинов-язычников. Это были викинги, нор­ манны или «волки Одина», от которых «местные правители предпочитали обычно откупаться и не оказывать им сопротивления».2 «Молитвы, возно­ сившиеся в то время практически во всех христианских церквях, включали в себя и такое прошение: “Господи Боже наш, сохрани нас от внезапной смерти и от норманнов”» . 3 Очевидец этих страшных вторжений норманнский хронист Дудон Сен- Кантенский в своей книге «О нравах и деяниях первых герцогов Норманд­ ских» (852-996) дает яркое описание сути духовного устроения викингов, существа их магических действий, в результате которых они, выступая в свои кровавые походы, заручались поддержкой могущественных богов Севера. Помимо обретения сверхъестественной помощи от «падших духов» (бесов) и особых физических сил, важнейшей задачей, которую решали норманны через свои жертвоприношения, являлось получение необходи­ мых ветров и достижение благоприятной погоды в целом во время предсто­ ящего похода. Отмечено, что «практика “магии ветра” в среде мореплавате­ лей Крайнего Севера имела совершенные формы и представляла собой уни­ кальное явление по сравнению с иными народностями и культурами».4С о ­ гласно Дудону Сен-Кантенскому, «именно человеческую кровь считают они наиболее действенной жертвой для достижения просимого у своих бо­ гов. Жрец, бросая жребий, находит предназначенного для сегодняшнего жертвоприношения и одним ударом сносит ему череп, а мозг выбивает на землю. Перевернув несчастного, жрец добирается до сердечной железы 1 « С острова Скандзы, как из мастерской, изготовляющей племена, или как из утробы, порожда­ ющей народы». См.: Иордан. О происхождении и деяниях готов. Getica / Вступительная статья, перевод, комментарий Е. Ч. Скржинской. М., 1960. Гл. IV. С. 63. 2 Оксфордская иллюстрированная энциклопедия. Всемирная история с древнейших времен. М., 1999. Т. 3. С. 65. 3 Фарли Моуэт. От ариев до викингов. М., 2004. С. 146. 4 Hanns Bachtold-Staubli. Handworterbuch des deutschen Aberglaubens, 10 vols, 1927-1942. Цит. no: Perkins Richard. Thor the Wind-Raiser and the Eyrarland Image / / Viking Society for Northern Research. London, 2001. P. 12. 14

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz