Север и война : седьмые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, г. Мурманск - Трифонов-Печенгский монастырь - г. Заполярный, 4-6 августа 2014 года / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан, 2015. - 394, [3] с. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 7).
Викторийная проповедь русских архиереев в период Северной войны духа войск в условиях непопулярного и сталкивающегося с серьезным со- противлением правления Петра Первого. Церковь, естественно, не могла остаться в стороне от таких масштабных исторических событий. И сегодня из проповедей великих архиереев пе тровского времени, звучавших некогда с амвонов соборов и церквей, мы мо жем заключить, как эта кампания с ее поражениями, триумфами и, наконец, долгожданным миром воспринималась населением. В границах одной ста тьи невозможно охватить весь комплекс гомилетического наследия первой четверти XVIII века, поэтому автор решил ограничиться наиболее интерес ными авторами и словами. К числу великих проповедников петровской эпо хи необходимо причислить митрополита Стефана Яворского, архиепископа Феофана Прокоповича, архиепископа Феофилакта Лопатинского и архи мандрита Гавриила Бужинского, на тот момент обер-иеромонаха флота. Каждый из них по-своему оценивал Северную войну, ее победы и наступле ние мира, каждый видел свои трудности и проблемы прохождения этого исторического пути. Первые годы Северной войны, как известно, были для России неудачны ми. Выход Дании из антишведской коалиции, поражение России в Нарв- ском сражении были трактованы в проповедях митр. Стефана как школа смирения, прежде всего для монарха, а последовавшие затем победы как на грады за это смирение.1 Как справедливо отмечено Никодимом А., цикл викторийных проповедей владыки Стефана, относящихся к первым годам Северной войны, важен именно как историческое свидетельство.2 Десять слов, рассмотренных Никодимом А., как ни удивительно, посвящены не только победам, но и поражениям русского оружия.3Его исследование но сит исчерпывающий характер, и по этой причине в данной статье будет уместно обратиться к более поздним проповедям митрополита Стефана Яворского. Легко заметить, что эти проповеди продолжаются до 1711 г., то есть до событий, уничтоживших дружеское приятство между патриаршим местоблюстителем и царем. 1 «И сия то есть фундаментальная вина, для чего Господь Бог Монарха нашего и Его тривенечное Царство возносит от силы в силу, от славы в славу, от победы в победу, за Его смирение ». Цит. по: Филарет, архиеп. О церковно-ораторских произведениях преосвященного Стефана Яворского / / Воскресное чтение, 1850-1851, XIV, С. 262. 2 Никодим Л. Неизданные проповеди местоблюстителя патриаршего престола Рязанского митрополита Стефана Яворскаго. Девять торжественных проповедей / / Прибавления к творениям святых отцов в русском переводе, 1863, XXII. С. 253. 3 «Слово приветствующее около Пскова и в Ливонии, по поражении под Нарвою полученных и похвальное знамения царскаго гербоваго. 1702 года» / / Там же. С. 255. 149
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz