Север и война : седьмые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, г. Мурманск - Трифонов-Печенгский монастырь - г. Заполярный, 4-6 августа 2014 года / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан, 2015. - 394, [3] с. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 7).
А. И. Тучков объяснить неудачи своих элитных дивизий в боях на Мурманском и Канда лакшском направлениях. Генерал, вероятно, не знал истории. В борьбе рус ских со шведами и иными скандинавами военные действия зачастую велись на Крайнем Севере. И именно здесь, на Крайнем Севере, в многовековых конфликтах, противник военного успеха так и не добился. Надо отметить, что северные войны не раз имели религиозный характер, причем не со стороны русских: Швеция устраивала против Руси четыре крестовых похода (в 1240, 1249-1250, 1293, 1348-1349 гг.), претендуя на помощь католической Европы и получая ее. Например, крестовый поход 1240 г., разгромленный святым князем Александром Невским, возглавлял англичанин епископ Томас, доминиканский монах, но финский прелат вплоть до 1245 г.1Интересен и состав крестоносного войска. По свидетель ству современников, шведы пришли « в силе великой», имея в войске «мур- ман» (норвежцев) и финские племена «суми и емь».2 В годы Смуты Швеция не только стремилась захватить Новгородские земли, Карелию, Кольский полуостров и беломорские земли, включая Сумы и Соловецкий монастырь, но и прочила своего принца Карла на престол Российского царства.3 Другой особенностью этих войн была крайняя жестокость, причем не только по отношению к вооруженному противнику, но и к мирному населе нию. Например, для Кольского края набеги «шведского крестьянского ополчения» Пекки Весайнена стали просто катастрофой — было поголов но вырезано население Кандалакши, зверски убиты монахи и трудники Три- фонов-Печенгского монастыря.4Они были прославлены Русской Церковью как 116 добропобедных Печенгских мученика. Все это придавало войнам русских на Севере характер борьбы не только за государственные интересы, но и за веру (католический натиск сменился протестантским, с кощунствами над православными святынями),5да и про сто за физическое существование. Надо отметить еще один феномен русско-шведского цивилизационного противостояния — длительность военных конфликтов, даже по сравнению 1 Урбан В. Тевтонский орден. М.: ACT: Астрель, 2010. С. 150. 2 Щербаков А., Дзысь И. Ледовое побоище. С. 38. 1 Скрынников Р. Г. На страже московских рубежей. М.: Московский рабочий, 1986. С. 246-254. 4 Иеромонах Митрофан (Баданин). Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие. Мурманск: Издательство Мурманской епархии, 2003. С. 205-241. 5 См., напр.: Лепахин В. В. Икона и иконопочитание глазами русских и иностранцев. М.: Палом ник, 2005. С. 409. 126
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz